Святые черносотенцы

  • Post category:Статьи

Нравственный облик Союза Русского Народа

Особо следует сказать о таком факте, что Черная Сотня была единственным общественно-политическим движением, во главе которого стояли святые. Известно, что святой праведный отец Иоанн Кронштадтский постоянно поддерживал Союз Русского Народа. Он лично присутствовал на торжестве освящения хоругви и знамени Союза, передал на нужды организации громадную по тем временам сумму в 10 тысяч рублей. При этом о. Иоанн был не только жертвователем, но и формально состоял членом Союза, собственноручно написав заявление под номером 200787 следующего содержания: «Желая вступить в число членов Союза, стремящегося к содействию всеми законными средствами правильному развитию начал Русской государственности и русского народного хозяйства на основах Православия, Неограниченного Самодержавия и Русской Народности, — прошу зачислить меня, как единомышленника». А 15 октября 1907 года постановлением Главного Совета Союза Русского Народа Всероссийский Батюшка был избран пожизненным почетным членом организации, приняв это избрание с благодарностью. 19 октября того же года в день Ангела высокочтимого пастыря депутация Союза Русского Народа во главе с графом Эммануилом Коновницыным поднесла о.Иоанну грамоту, в которой говорилось: «Главный Совет Союза Русского Народа единодушно призывает Тебя, почитаемый пастырь, оказать делу служения его на благо великой Русской Народности непрестанную молитвенную защиту перед Престолом Бога Вечного, Ему же ты, Отче, служил уже 52 года, яко верный сын Царя и Церкви Христовой. Алкая и жаждая духовной близости к тебе и единения с тобою, Добрый Пастырь, Главный Совет Союза Русского Народа… избрал тебя единогласно в свои почетные члены».

Сам всероссийский батюшка внимательно следивший за деятельностью монархистов-черносотенцев в октябре 1906 года в телеграмме Киевскому Съезду Русских Людей писал: «Восторженно слежу за речами и деяниями Съезда и благодарю от всего сердца Господа, смилостившегося над Россией и собравшего около колыбели русского христианства верных чад Своих для единодушной защиты Веры, Царя и Отечества». Кончина кронштадтского «маяка Православия» стала тяжелой утратой для Союза — знаменательно, что раздоры и нестроения в этой крупнейшей православно-патриотической организации начались только после его блаженной кончины.

Во главе многих местных отделов Союза Русского Народа и других патриотических организаций стояли архипастыри и пастыри прославленные Русской Православной Церковью в сонме Новомучеников и Исповедников Российских. Так, Святейший Патриарх Тихон (Беллавин) являлся почетным председателем Ярославского отдела Союза Русского Народа; священномученик митрополит Серафим (Чичагов) — Аккерманского отдела Союза; священномученик митрополит Владимир (Богоявленский), оказывавший всемерную поддержку монархическому движению в Москве, заявлял, что тот «кто чувствует себя русским, тому естественно быть членом Союза Русского Народа»; священноисповедник митрополит Агафангел (Преображенский) поддерживал ярославских черносотенцев; священномученик архиепископ Андроник (Никольский) был почетным председателем Новгородского и Пермского отделов Союза и даже составил книгу «Беседы о Союзе Русского Народа», в которой не только защищал черносотенцев от необоснованных нападок, но и обосновывал с позиций Православной Церкви многие постулаты монархической идеологии. Священномученник епископ Макарий (Гневушев) был одним из руководителей монархического движения в Киеве и Москве; священномученик епископ Гермоген (Долганов) был вдохновителем и организатором Всероссийского Братского Союза Русского Народа в Саратове; священномученик епископ Ефрем (Кузнецов) активно участвовал в деятельности близкого Союзу Русского Народа Русского Народного Союза имени Михаила Архангела; священномученик протоиерей Иоанн Восторгов был признанным лидером Черной Сотни в Москве и организатором монархических отделов в Сибири и на Дальнем Востоке.

И это далеко не полный список. В монархическом движении участвовали и священномученик митрополит Вениамин (Казанский); и священномученик протоиерей Евграф Еварестов; и канонизированный Зарубежной Церковью священномученик протоиерей Михаил Алабовский. Многие святые черносотенцы, принявшие мученическую кончину за Веру, Царя и Отечество еще ждут своего прославления.

Можно также со всей определенностью сказать, что все выдающиеся русские архиереи начала ХХ века так или иначе были причастны к Черной Сотне, не говоря уже о священниках. Поэтому нужно признать правоту лютого ненавистника Православия Ленина, когда он называл русское духовенство черносотенным — оно и вправду было таковым. А для русского православного патриота активное участие в рядах Союза Русского Народа и других черносотенных организаций святых, должно стать достаточным свидетельством нравственной чистоты черносотенного движения.