Против разрастания языкового фашизма внутри РФ

Уважаемые Министр образования Российской Федерации, лидеры парламентских фракций и депутаты Государственной думы Российской Федерации!

 

В канун Дня Победы обращаются к вам руководители организаций, патриоты России, поскольку только в ваших силах не допустить разрастание фашизма внутри нашей страны.

В последнее время в СМИ и на различных интернет-платформах появились статьи и петиции, указывающие на якобы ошибочную позицию Президента нашей страны В.В. Путина, защитившего наших детей и их конституционное право на добровольное изучение родных языков и государственных языков республик.

Особенно усердствуют в этом представители Татарстана.

Власти Татарстана, поначалу согласившись с тем, что ситуацию с изучением татарского языка надо приводить в соответствие с конституцией РФ, сейчас усиленно начинают муссировать тему “возврата обязательности” изучения татарского языка, независимо от желаний и потребностей учащихся, возврата периода беззакония в русскоязычных школах РТ.

По сути, эти деятели снова покушаются на самое святое право в жизни человека – на его свободу.

Конституция РФ гарантирует право изучать родные языки, а государство делает для сохранения языков своих народов все! Не только в республиках, но и по всей России функционируют многочисленные национальные школы. В республиках же вклад нашего государства в дело сохранения языка и культуры коренных народов воистину колоссален!

Ни в одной стране мира, где количество носителей языка колеблется от 4% (татары) до 1% (башкиры) и меньше одного процента (чуваши, коми, буряты и многие другие), нет такой государственной поддержки для изучения и развития языков!

Российское государство выстроило тысячи школ, где изучаются родные языки, специалистами разработаны и напечатаны учебники родных и государственных языков всех республик, а также методические пособия. Государство ежегодно обучает учителей, выплачивает им заработную плату, в республиках построены и функционируют театры на языках народов России, музеи, центры народного творчества. В каждой республике работают СМИ на разных языках, типографии выпускают книги, журналы и газеты на государственных языках республик, местные факультеты журналистики выпускают десятки журналистов, пишущих на родных языках в республиканские СМИ. В каждой республике есть местное телевидение, телецентр, где обязательно вещают несколько государственных каналов на языке республики. У многих республик есть свои киностудии, где снимаются художественные и документальные фильмы.

В любой русскоязычной школе, не говоря о множестве татарских, башкирских, чувашских и т.д. школах, есть гарантированная государством возможность изучать государственный язык республики, есть учителя региональных государственных и родных языков, есть учебники для изучения этих языков.

Все это великолепие финансируется российским государством. На поддержку и развитие языков народов России ежегодно выделяются просто колоссальные средства!

Казалось бы, надо просто не лениться и спокойно изучать свой родной язык, используя для этого все вышеперечисленные возможности. Но некоторым государственным деятелям этого мало!

Они, словно старуха из “Золотой рыбки”, хотят полного владычества – ничем иным их желания о законодательной обязательности изучения государственных республиканских языков объяснить нельзя.

Вряд ли они не понимают, что там, где проживают люди более 100 национальностей (и многие из них компактно), где проживает огромное количество русского населения, и часто тоже компактно, а “титульное” население проживает компактно, в основном, в сельской местности, да и то не по всей территории республик, – там люди самых разных национальностей просто-напросто не испытывают потребности в изучении государственных республиканских языков.

Вряд ли они не понимают, что заставляя из-под палки изучать языки народов, проживающих в России, ничего, кроме негатива, вызвать в душах людей невозможно, что наглядно продемонстрировала более чем 20-летняя практика принудительного изучения татарского языка в Республике Татарстан. Именно за эти последние годы усилился отток русского и русскоязычного населения из республики, а органы государственной власти всех уровней буквально заваливались жалобами родителей, которые умоляли вернуть добровольное изучение татарского языка в русскоязычных школах. Именно все эти годы бушевали страсти в интернете, когда разговор заходил об обязательности изучения татарского языка, против которого выступали практически все русские и русскоязычные жители РТ.

Эти деятели будто не знают, что в Татарстане, накрыв школы роскошным узорчатым покрывалом, на котором вытканы заветные слова “Обязательное изучение государственного языка республики”, за 20 лет так никто из не носителей татарский язык и не выучил!

Из-под этого поистине золотого покрывала не вышло практически ни одного “не титульного” учащегося, говорящего на «титульном» языке, если он учился в русскоязычной или, к примеру, в чувашской или мордовской школе!

Как не знали республиканский язык не носители, так и не знают. И вовсе не из-за мифического “неуважения” к татарскому языку, а просто потому, что где нет языковой среды, там нет потребности в изучении.

И если в селе Покровка или Петровка в РТ, где уже 500 лет живут русские, или в селе Чуваши, где сотни лет живут чуваши, в многонациональной Казани или Уфе, где сотни лет все общаются на русском, за 25 лет русские или чуваши не заговорили между собой на татарском, этому ведь есть объективные причины!

Почему эти причины видим мы, но не видят сторонники “обязаловки”, нам остается только гадать…

Обязательное изучение языка вовсе не гарантирует ему жизнь, если на нем не общаться в семье, особенно с детства.

Начал ли кто-либо у нас в стране, кроме носителей английского, общаться между собой на английском языке? А ведь этот язык в обязательном порядке учат в школе все учащиеся уже почти сто лет!

Разве можно сказать, что, изучая в обязательном порядке по 2-3 часа в неделю английский язык во всех школах, мы его сохраняем в нашей стране?!

Такое утверждение выглядит глупо.

И все это понимают.

Поэтому мы не верим людям, которые громко кричат о том, что только обязательное изучение государственных республиканских языков спасет их от умирания.

Видимо, у этих людей совсем другие, – политические, цели, и они их хотят протащить в образование.

Мы желаем и требуем одного: дайте нашим детям учиться спокойно! Дайте нашим детям возможность получать знания и учиться по тем же программам, что и дети в Москве! Неужели нам, чтобы спокойно обучать своих детей, надо непременно уехать из своего города, села, где жили наши предки?

Мы не понимаем, почему наше государство должно вкладываться в заведомо бесперспективный проект, когда есть более гуманные, грамотные и надежные решения в деле сохранения и изучения языков народов нашей многонациональной страны?

Если государственный республиканский язык в русскоязычных школах будет изучаться исключительно на добровольной основе, если разработают, наконец, хорошие учебники и методики для учащихся с “нулевым” уровнем знания языка, если “уговоры” изучать язык не будут так агрессивны, как это происходит сейчас, мы уверены, что найдется очень много желающих поучить языки народов России. Причем, не только в республиках, но и по всей России, ведь те же татары, например, в Москве, составляют немалый процент населения.

Кроме того, у нас есть предложения, которые устроили бы всех, кто, действительно, заботится о сохранении языков народов России:

1. Необходимо законодательно сделать субботу выходным днем для детей с 1 по 8 класс – на всей территории РФ, включая республики (у нас же в республиках дети со второго класса учатся на шестидневке и очень устают).

2. Сделать субботу Днем изучения родных языков России: во всех русскоязычных школах России на добровольной основе по субботам проводить Дни родного языка. Это можно делать ярко, интересно, творчески. Это можно сделать так, что по субботам в школе с удовольствием и радостью будут собираться семьями, чтобы окунуться в родную культуру или познакомиться с культурой какого-то народа России или даже Ближнего Зарубежья.

У нас есть много интересных идей на этот счет.

3. В школах с обучением на родном языке (татарском, башкирском, чувашском) более активно развивать языковую среду, улучшить обучение педагогов этих языков, больше использовать современные методы обучения, лучше проводить работу с родителями – носителями языка, чтобы они больше общались в семье на родном языке.

В случае же, если Правительство РФ будет склоняться к идее обязательного преподавания государственных республиканских языков в русскоязычных школах, просим рассмотреть три варианта развития событий, которые бы нас устроили:

1. Нас бы устроило уравнивание всех территорий РФ: абсолютное большинство “нетитульного” населения равнодушно относится к статусу республики, нам этот статус ничего, кроме лишних сложностей при обучении наших детей в школе, не дает.

2. Нас бы устроила государственная программа по временному, на период школьного обучения наших детей, переселению семей в Москву, Петербург, Ульяновск и другие города, где наши дети могли бы учиться в школе по программам, которые нужны нам, а не нашим политикам.

3. Нас бы полностью устроило, если бы в русскоязычных школах республик соблюдался закон об образовании РФ, на нас перестали бы оказывать давление и разрешили самостоятельно формировать вариативную часть учебного плана для наших детей, чтобы наши дети имели возможность учиться по тем же учебным планам, что и дети Москвы и Петербурга.

Человечество уже имеет опыт Украины, и допустить его реализацию внутри собственного государства нам просто нельзя.

Представители родительских сообществ и общественных организаций республик России:

М.Ю. Щеглов, председатель Общества русской культуры Республики Татарстан, доцент КНИТУ-КАИ +7-904-665-31-22 m.sheglow@mail.ru

В.П. Афанасьев, председатель Комитета по культуре и языковой политике РОО «Собор русских Башкортостана»

Э.Ю. Носов, председатель Комитета по защите прав русскоязычных родителей и учащихся в Республике Татарстан

Е.В. Матвеева, модератор группы “Поборы в школах и детских садах”, член антикоррупционной комиссии при Министерстве образования и науки Республики Татарстан

Р.А. Демидова, председатель общественного объединения «Родительское сообщество Татарстана – РоСТ»

Г.Н. Лучкина, зам. председателя Комитета по защите прав учащихся Башкирии, член Комитета по культуре и языковой политике РОО «Собор русских Башкортостана»

Б.Б. Бегаев, модератор группы “Комитет русскоязычных родителей Татарии”

Е.В. Беляева, модератор группы “Национальные языки в национальных республиках ДОБРОВОЛЬНО”

Г.В. Вуйко, модератор группы «Сообщество русскоязычных родителей республики Коми»

И.А. Гнеушева, координатор родительского движения за добровольное изучение бурятского языка

Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments