Правительство 15 июня 2018 года одобрило концепцию повышения пенсионного возраста. Так, женщинам предлагают уходить на пенсию в 63 года (на 8 лет позже, чем сейчас), а мужчинам – в 65 лет (на 5 лет позже). Повышение начнётся с 2019 года и продлится до 2028 года для мужчин и до 2034 года для женщин.
«Мы считаем, что реформа необходима. Если не принимать никаких решений, то неизбежно произойдёт фактическое снижение пенсий. Мы этого допустить не можем», — слова председателя ГД Вячеслава Володина.
«То, что пенсионная реформа назрела, в этом нет сомнений. Это необходимо. Самое важное в этой пенсионной реформе — это увеличение материального состояния наших пенсионеров. Вот это самое важное. Любая реформа должна привести к увеличению материального благосостояния», — сказал глава фракции «Единая Россия» Сергей Неверов.
Профсоюзы отказались поддержать законопроект о повышении пенсионного возраста на совещании Российской трехсторонней комиссии по социально-трудовым отношениям (РТК), которое состоялось 15 июня 2018 года. Профсоюзы уже давно настаивали на том, чтобы дискуссия на эту тему велась в широком общественном поле.
Общероссийское объединение профсоюзов «Конфедерация труда России» (КТР) заявило о намерении добиться от правительства отказа от планов по повышению пенсионного возраста. Для этого профсоюзы намерены провести полномасштабную кампанию в регионах. Уже создаётся общественный штаб, в состав которого входят профсоюзы, граждане, общественные организации и политические партии.
«Тема, связанная с пенсионной реформой, прорабатывается в Правительстве РФ, — подчеркнул пресс-секретарь главы России Дмитрий Песков. — Президент не принимает участия в этой проработке». По словам представителя Кремля, после правительства эту тему будут обсуждать эксперты, а также законодатели.
Газета «Слово» приводит наиболее распространённые мнения по этому вопросу как экспертов, так и простых граждан.
Сергей Черняховский, доктор политических наук: «В СССР государство обеспечивало гражданам достойную старость, а государство в современной России выдает вспомоществование. А в 90-е годы – выдавало вообще милостыню. Всё это, как и призывы к увеличению пенсионного возраста, оправдывается уверениями в том, что у государства нет денег платить всем достойную пенсию. Но пенсия – не благодеяние государства и не форма благотворительности. И даже не процент с накоплений того, кому её платят. Пенсия – это обязанность и долг государства перед гражданами. Если у тебя есть долг, но нет денег, последнее обстоятельство тебя от долга не освобождает. Найди. Заработай. «Роди».
Нынешнее российское государство слишком много задолжало гражданам. Разбазарило созданные ими богатства. Раздало кому попало предприятия, созданные народом. Своим непрофессионализмом и нелепыми «реформами» угробило в стране производство. Значит – должно расплатиться. Вот пусть и отрабатывает. Или пусть отбирает нефтяные скважины и металлургические комбинаты у тех, кому позволило их украсть. Или пусть объявляет себя банкротом и отдаёт гражданам ими же созданную собственность».
Степан Сулакшин, политический деятель; доктор физико-математических и политических наук, профессор: «Провал в хозяйственном и финансовом развитии России, отказ от социального государства и социализированной экономики привёл страну к фактическому либеральному экстремизму, когда тяжесть собственных ошибок, непрофессионализма и коррумпированности власть перекладывает на плечи трудящихся и пенсионеров.
Не сумев сбалансировать бюджет Пенсионного Фонда России, правительство Медведева решило уменьшить количество пенсионеров. В качестве образца приводятся другие страны, в которых возраст выхода граждан на пенсию выше, чем в России.
Например, в США, Испании, Швеции, Финляндии, Канаде — он составляет 65 лет и для мужчин, и для женщин. Но умалчивается другое: в этих странах средняя фактическая (а не ожидаемая!) продолжительность жизни составляет 78 лет — в США, 80 и более лет — в остальных странах! В то время как в России она всего лишь 66,5 года!!! Это 110-е место в мире. Умалчивается и о такой «малости», как то, что в тех странах пенсии в 10 раз выше, чем в России!
Обман кроется не только в этих сведениях. Правительство, продавливая пенсионную реформу, оперирует не реальной продолжительностью жизни, а так называемой ожидаемой.
Игорь Олин, эксперт Центра Сулакшина: Нынешняя пенсионная реформа «фактически означает окончательное уничтожение системы социальных завоеваний, которая выстраивалась поколениями, жившими в 20-м столетии. Да, после краха социализма уже многое было отобрано и потеряно, но повышение пенсионного возраста на 5–8 лет — Рубикон, несусветная дикость, после которой уже всё позволено, всякое издевательство над простым жителем России. <…> По опросам социологов 92% россиян выступают против пенсионной реформы. Наверное, это те 92%, которые ничего не выиграли от приватизации, не входят в список «Форбс», не сидят на нефтегазовой трубе и даже не попали в число обслуги привратных домиков, стоящих перед замками авторов пенсионной реформы. До сих пор у нас отбирали гражданские и политические права. Но ограничение этих прав рано или поздно приводит к наступлению на права социально-экономические. Время такое пришло. Если пенсионная реформа будет реализована, то положение россиян с пенсионным обеспечением станет наихудшим среди развитых стран мира. Да и можно ли вообще такую страну относить потом к развитым?»
Мария, 26 лет, продавец в книжном магазине: «У меня это всё уже смех вызывает, если честно. Куда они дальше будут поднимать? Ну, нет, если серьёзно, неправильно это, нехорошо. Что тут ещё можно сказать? Я уж не знаю, как там и у кого поднимется уровень жизни и в каком месте он поднимется. Видимо, бугорок какой-то на ровном месте нашей страны. Мне кажется, легче пенсионеров будет отстреливать, чем поднимать дальше возраст. Дожил до такого-то возраста — и до свидания».
Юрий Воронин, эксперт Центра научной политической мысли и идеологии: «Премьер-министр Д. Медведев на заседании правительства подчеркнул, что пенсии будут повышаться на 1000 рублей в год уже для нынешних пенсионеров. Это такой мизер, что об этом и говорить не хочется. Но Д. Медведев, к сожалению, не сказал, главного, — когда Россия выйдет на уровень норматива пенсионного минимума, введенного Международной организацией труда (МОТ). Как известно, первоначальный норматив не менее 40% (величина пенсии от средней зарплаты), введенный 102-й Конвенцией МОТ и согласно последнему изменению МОТ №131 от 22 июня 1970 года равен 55%.
Россия, к сожалению, до сих пор не присоединилась к Конвенции МОТ, крутится на уровне 30% и при упоминании этих нормативов российские горе-«реформаторы» скромно опускают глазки долу. Между тем большинство развитых стран мира не только придерживаются уровня норматива Конвенции МОТ, но и значительно превышают его. Так, в Ирландии он равен 79,7%, в Канаде — 73,1%, в Великобритании — 67,1%, в Германии 58%, в Бельгии — 56,1%. Более того, простое повышение пенсионного возраста в отрыве от кардинального реформирования экономики на подлинно научной базе таит в себе и другую скрытую опасность — рост безработицы».
Дмитрий Травин, экономист, профессор Европейского университета: «Это не реформа, это просто затыкание дыр. С официальной точкой зрения можно согласиться, потому что Пенсионный фонд не сводит концы с концами. Для того, чтобы как-то платить пенсии пенсионерам, они решили уменьшить число пенсионеров таким образом. Это, естественно, не единственный возможный вариант. Но они поступили вот так».
Дмитрий Журавлёв, генеральный директор Института региональных проблем: «Все стратегические экономические минусы от повышения пенсионного возраста никто в правительстве учитывать не хочет. В этом случае не только усилится безработица, но и будет нанесён очередной удар по отечественному производителю. Поскольку у пожилых людей станет меньше доходов, то им придётся жить ещё скромнее и покупать ещё меньше товаров. Цель реформы как раз в том, чтобы человек в 60 лет не начал получать заработанную пенсию, а ещё лет пять или восемь платил налоги на эту пенсию. А ведь именно люди пенсионного и предпенсионного возраста у нас главные потребители отечественных товаров. Состоятельные граждане, а тем более иностранцы покупать российский трикотаж не станут. Но повторяю, все эти «частности» никого в Правительстве РФ не интересуют».
Юрий Болдырев, государственный и политический деятель: «Ни спрос на нынешнем и перспективном рынке труда, ни состояние собственного здоровья, как правило, явно не способствуют востребованности на работе людей, относящихся поныне ещё действующей градации к пенсионному возрасту… Значит, если быть честными, то какие фактически принимаются стратегические решения, о чём идёт речь? О том ли, чтобы люди на самом деле дольше работали? Или же не более чем лишь о том, чтобы ещё больше людей пожилого возраста вынуждены были влачить жалкое существование: и без работы, и без пенсии. А в условиях неумолимой коммерциализации медицины — и фактически без медицинской помощи».
Александр, 56 лет, частный предприниматель: «Если страна нуждается в дополнительных рабочих руках, то это было бы разумно. Но она не нуждается. Везде безработица. Значит, просто не хотят платить деньги. А ещё такая штука, что ведь хирург, инженер, преподаватель в старости не являются хорошими работниками. Так как теряется память, реакция. И зачем стране такие старые кадры?»
Андрей Вейхер, социолог, заведующий кафедрой Высшей школы экономики: «С моей точки зрения наиболее уязвлённой окажется та группа, которая сейчас, выходя на пенсию, продолжает работать. Поскольку пенсия при сохранении заработка делает эту группу наиболее благополучной. Эта группа велика. Например, мы знаем, что доля женщин в возрасте от 55 до 60 лет, выходящих на полный пенсион с отказом от работы, меньше половины от общего числа. Если у них в этот момент есть дети и внуки, они становятся этакими спонсирующими бабушками и дедушками. Теперь они теряют эту возможность двойного дохода. Причём это отрицательно влияет и на количество рабочих мест. Человек в возрасте от 55 до 60 соглашается на место с относительно небольшой зарплатой, потому что у него есть пенсия. И работодателю тоже это выгодно. Теперь такого не будет».
Марина, 53 года, учитель: «Комментарий один: гады. Не хотят людям платить даже гроши. Ждут, когда все вымрут. Я очень возмущена и огорчена. Моя пенсия смещается на год. Не любит наша правящая верхушка свой народ. А зря… Объясняют, что пенсионеры у нас очень активные, люди продолжают всё равно работать, хотя у них уже приходит пенсионный возраст. Это, я слышала, как бы аргумент, сказал Медведев. Но я считаю, что люди продолжают работать, потому что им не на что жить, а не потому, что они такие активные…».
По материалам СМИ
Источник – Слово