Пошивочная мастерская или Всероссийский музей реставрации имени С.В.Ямщикова?

  • Post category:Статьи

Коллеги великого деятеля российской культуры видят дом Палибина как профессиональный центр реставраторов России (Дом реставраторов)


В прошлом номере «Слова» мы поместили Открытое письмо Общественного совета газеты президенту России Владимиру Владимировичу Путину. В письме шла речь об обеспокоенности культурной общественности столицы ситуацией, сложившейся вокруг дома Палибина, памятника федерального значения по улице Бурденко, 23, где в последние три десятилетия располагается Отдел пропаганды ГосНИИ реставрации.

Отстроенный коллежским советником Палибиным в 1818 году (после московского пожара 1812 года) по чертежам архитектора Бове деревянный особняк в Долгом переулке (ныне ул. Бурденко) видел многое на своём веку. При советской власти с её послереволюционными уплотнениями дом Палибина служил прибежищем для людей, хлынувших в Москву из местечек Российской империи совсем на манер нынешних переселенцев из Африки, приводящих в ужас ещё вчера благопристойную Европу.

Впрочем, вот как историю палибинского дома вспоминал В.А. Резвин, руководитель мастерской института «Спецпроектреставрация». «Дом …после революции заселялся сначала отдельными семьями, а потом и вовсе превратился в коммуналку. В начале 1980-х годов жильцов отселили, и дом передали Министерству мясной и молочной промышленности СССР, начав одновременно обследование его деталей. Открытие, сделанное в результате изучения парадных комнат, — живописная роспись по бумаге стен и потолков – стало своего рода сенсацией… Затем дом был передан Всесоюзному научно-исследовательскому институту реставрации… Новые владельцы – сотрудники Отдела пропаганды художественного наследия – по достоинству оценили здание и с энтузиазмом включились в его восстановление. Благодаря их усилиям и подлинной заинтересованности были выделены средства и с новой силой продвинулись восстановительные работы. Среди многих энтузиастов хочу выделить С.Ямщикова и С.Голушкина, без помощи которых вряд ли удалось бы довести дело до конца».

Три десятка лет дом служил пристанищем для людей, трепетно преданных сохранению «старины глубокой», кропотливых воссоздателей зданий, картин, икон, предметов искусства, исторической мебели. С 1989 по 2014 год было проведено более 100 только значимых выставок в выставочном зале на Бурденко! А замечательные встречи культурной общественности страны, в которых участвовали такие известные всей России люди, как Валентин Григорьевич Распутин, Валентин Яковлевич Курбатов, Игорь Петрович Золотусский, Валентин Михайлович Фалин, Василий Борисович Ливанов? А экскурсии, которые проводила Марфа Ямщикова для желающих расширить свои знания об искусстве реставрации, об архиве и экспонатах музея-кабинета её отца?

Дом Палибина вплоть до сегодняшнего дня является памятником крупному деятелю отечественной культуры, хранителю нашего национального достояния С.В. Ямщикову, — говорит заведующая Отделом пропаганды ГосНИИР Нина Зайцева. – Он во всех отношениях заслуживает названия музея его имени».

Одна мемориальная коллекция великого патриота России представляет собой выдающуюся научную, художественную и историческую ценность! Даже беглое перечисление предметов рабочего кабинета Ямщикова даёт представление о её значимости. Здесь произведения живописи и графики художников ХХ века, подаренные Ямщикову в процессе долгих лет общения. Среди них есть предметы для основного музейного фонда: картины, рисунки, гравюры Е.В. Честнякова, С.А. Алимова, А.Т. Зверева, С.М. Бархина, О.К. Комова, Г.Д. Костаки, В.В. Маслова, Б.А. Мессерера, Т.Г. Назаренко, Н.И. Нестеровой, А.И. Порет, Е.Б. Романовой, народного художника РСФСР, действительного члена Российской академии художеств А.А. Тутунова, В.Г. Харитонова, М.М. Шварцмана, М.Д. Шостаковича, солиста Большого театра Владимира Васильева – всего около 80 единиц.

Стоит также упомянуть библиотеку Саввы Ямщикова с редкими книжными изданиями, его архивные материалы по истории русской культуры и истории научно-реставрационной отрасли. Ряд исследователей и реставраторов старшего поколения готовы передать в музей свои архивы, связанные с историей реставрационного дела в России (Г.И. Вздорнов, В.В. Баранов и др).

Ясно, что пока был жив Савва Васильевич, ни у кого бы не поднялась рука согнать с места небольшой коллектив реставраторов, которые годами трудились здесь при нищенской зарплате. «Гений места» — вот что такое был Савва для своих друзей и сподвижников после своего ухода, для всех в Москве, кто знал и любил эту крохотную и уютную усадьбу неподалеку от «трёх тополей на Плющихе».

Денег на ремонт Министерство культуры не имело или, во всяком случае, не выделяло, помещение неотвратимо ветшало. Похоже, дом Палибина ожидала судьба многих столичных памятников деревянного зодчества в последние десятилетия. Их убивали небрежением, безденежьем в надежде на то, что затем произойдёт «случайный» пожар и освободится место для «точечной застройки» или, паче чаяния, обнаружится сердобольный арендатор, ценитель русской старины, который, тряхнув мошной, вдохнёт в почтенное строение новую жизнь и вырвет его из лап забвения и небытия.

Работники отдела не жалели сил, чтобы хоть как-то поддерживать дом-ветеран. Усилиями председателя центрального совета ВООПИК Артема Демидова, Почётного президента ВООПИК Галины Маланичевой, директора ГосНИИР Дмитрия Антонова, Павла Шишмарёва в прошлом году удалось найти удивительных помощников: привлечь волонтёров, в частности, из Франции, которые в течение нескольких месяцев бесплатно работали по восстановлению здания: удалили многослойную покраску прежних времён, пропитали дерево необходимым составом, покрыли грунтом. Осенью «законсервировали» процесс для продолжения работ в нынешнем году.

 

Новая метла от Обрывалина

Но тут фортуна делает очередное головокружительное антраша. 17 мая с.г. Министерство культуры в лице замминистра С.Г.Обрывалина издаёт приказ, в котором объявляется о разрыве 35-летней аренды с ГосНИИР и сообщается о начале новой прекрасной эры в жизни здания на Бурденко, 23. Отныне опекать палибинский дом на ближайшую четверть века доверяют некоему Фонду во имя святого Михаила Архангела.

Новость эта встречается немой сценой из «Ревизора». Степень изумления, волнения и возмущения авторов, действующих лиц и исполнителей краткому описанию не поддаётся. Что же это за фонд такой? За какие заслуги на ниве реставрации облагодетельствован он высоким доверием Минкультуры?

Темна вода во облацех. Попытки прояснить происхождение фонда, биографии его учредителей, степень финансовой состоятельности незнакомого бизнес-предприятия оказались занятием крайне сложным, если не сказать безнадёжным.

Немногословность и скупость интернет-данных вызывает удивление. Вот что находится в открытом доступе. Учредители фонда – а их четверо – следующие: Горковенко Александр Андреевич (он же генеральный директор), его супруга Горковенко Наталья Краснославовна и их отпрыск Горковенко Ярослав Александрович. Украшает это уютное семейное собрание модельер Валевская Наталья Александровна.

Учредители в соответствии с законом внесли в Уставной фонд скромную сумму в 10.000 рублей и зарегистрировали свою организацию 28 февраля 2014 года по адресу: Москва, ул. Волхонка, 6. Любопытно, что здесь же одно время располагалось официальное представительство Мальтийского ордена в России, сотрудником которого числился некто Николо Саворетти. Это сын почтенного отца Пьеро Саворетти, крупного итальянского бизнесмена, который имел большие заслуги перед нашей страной ещё в советские времена. С его подачи в конце 60-х гг. «Фиат» начал строить в Тольятти знаменитый автозавод, открывший массовое производство «Жигулей» в СССР. Младший Саворетти талантами и прилежанием своего отца не отличался, зато сильно преуспел в кутежах и в бесчисленных московских тусовках, где любил козырять своими мнимыми связями в российском бомонде. Сей посланец «моря чарований», где по словам Гоголя, «любовь роскошная веснует», называл в числе своих знакомых и министра Шойгу, который несколько лет назад получил высшую награду Мальтийского ордена — Рыцарский военный крест. Для вручения оного в Россию в 2012 году прибыл сам великий магистр ордена.

Саворетти заинтересовал нас потому, что в интернете его неизменно представляют большим другом мадам Валевской, одной из учредителей фонда. Впрочем, пару лет назад Саворетти напрочь исчез с московских радаров – подался в бега из-за кучи долгов, наделанных им московским банкам, вроде Росинтербанка, Росевробанка и другим. Банки пытались вернуть деньги через суд. Кредиты итальянец, названный пострадавшими «Паганини по разводилову», брал под залог двух квартир в шикарном особняке по улице Волхонка, 6, где, как мы уже упоминали, зарегистрирован Фонд во имя Святого Михаила Архангела. Когда судебные исполнители после долгих тяжб и препирательств получили, наконец, доступ в квартиры, оказалось, что в них располагается… мастерская церковной живописи и модный салон.

«Фонд по содействию в создании, развитии и поддержки художественных промыслов религиозного назначения во имя Святого Архангела Михаила», как можно заключить по ряду признаков, пока не очень преуспевает. Это следует как из его весьма корявого названия, так и из объявлений на его сайте, где, например, предлагаются к продаже «иконы Архангела Михаила ручной работы православного художника по 7500 рублей». Основным видом деятельности фонда, что также провозглашается на сайте, является «предоставление прочих финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению, не включённых в другие группировки». Вы хоть что-нибудь поняли?

Очевидно, что масштаб самого фонда и творческий потенциал его бенефициаров свидетельствует о явной странности и поспешности принятого Министерством культуры решения о передаче дома Палибина в столь ненадёжные руки.

Так не проще ли руководителям министерства культуры признать свою ошибку, не городить огород, разоряя «гнездо Ямщикова», а решить вопрос вместе с сотрудниками к пользе Отечества и нашего общего дела?

Открытое письмо Президенту РФ В.В. Путину содержит просьбу о создании полноценного мемориального патриотического музея Саввы Ямщикова. Выдающиеся деятели российской культуры и искусства не стали бы подписывать Открытое письмо без достаточных оснований.

Считаем необходимым ознакомить общественность с серьёзным предупреждением опытного правоохранителя (он просил не называть себя, чтобы не подвергаться опасности). «Площадь, занимаемая домом Палибина, — 328,1 кв.м и прилегающего зелёного участка — 500–600 кв. м. Электропроводка в доме старая, не проверялась и не менялась много лет. Представьте, случается короткое замыкание – дом может сгореть, как спичка, пожарные не успеют доехать. Хорошо, если люди не пострадают.

И теперь на освободившейся площади появляется возможность возвести многоэтажный дом в центре Москвы с торговым комплексом, рестораном, с жилым пентхаусом и прочее.

Эта коррупционная криминальная схема, увы, практикуется по крупным городам России».

 

Источник – Слово

 

Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments