В России до сих пор сохранились проблемные регионы, где ситуация в бюджетной сфере мало чем отличается от кризисных 90-х годов. К числу таких проблемных регионов относится Республика Марий Эл (РМЭ).
Государственный бюджет состоит из двух дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства. В высокоразвитых государствах правительства стремятся к равенству доходной и расходной частей бюджета – «балансу дохода». В России давно прошли времена, когда страна испытывала серьезный дефицит бюджета.
Главная проблема Марий Эл в реализации финансовой политики – ежегодный рост дефицита бюджета. Ситуация в данной сфере здесь уже 7 лет постоянно ухудшается. Согласно закону «О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2008 год» дефицит бюджета РМЭ в 2008 г. составит 1 млрд. рублей. За последние 8 лет дефицит бюджета в абсолютных показателях вырос в 27,6 раза, а безвозмездная финансовая помощь со стороны федерального центра увеличилась в 7,17 раза. В 2008 г. дотации, субсидии из Москвы составят 4 млрд. 708 млн. рублей!
Консолидированный бюджет РМЭ (млн. рублей)
Годы | Доходы | Безвозмездная финансовая помощь (дотации) со стороны федерального центра | Расходы | Профицит (+) Дефицит (–) |
2000 | 1971,7 | 693,6 | 2007,9 | – 36,2 |
2004 | 7051,4 | 2893,7 | 7356,9 | – 305,5 |
2005 | 7906,1 | 3531,4 | 8388,4 | – 482,3 |
2006 | 8478,2 | 4207,7 | 9023,8 | – 545,5 |
2007 | 9061,7 | 4398,3 | 9761,4 | – 699,5 |
2008 | 11490,09 | 4708,53 | 12490,09 | – 1000,0 |
Источники:
1. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006: Стат. сборник / Росстат. – М., 2007.
2. Закон «О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2008 год», принят Государственным Собранием РМЭ 15 ноября 2007 года.
Дефицит бюджета в Марий Эл возник вследствие спада производства; завышенных расходов на социальные программы; роста теневого сектора экономики; роста предельных издержек общественного производства; массового выпуска необеспеченных активами бумажных денег.Согласно закону «О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2008 год», принятому Государственным Собранием РМЭ 15 ноября 2007 года, правительство РМЭ планировало привлечь заимствований на сумму 1 млрд. 529 млн. 655,2 тыс. рублей, в том числе 996 млн. 263,6 тыс. рублей на покрытие дефицита бюджета и 533 млн. 391,6 тыс. рублей – на погашение государственных долговых обязательств. Однако и этих кредитов не хватило. В октябре 2008 года Волго-Вятский Сбербанк России предоставил министерству финансов Марий Эл новый кредит на сумму 545 млн. руб. на финансирование дефицита республиканского бюджета. Подобная политика руководства региона может привести к дефолту финансовой системы Марий Эл.
Кредитоспособность РМЭ
Тревожные данные о состоянии кредитно-финансовой системы РМЭ приводятся в ежегодном исследовании относительной кредитоспособности субъектов РФ. Данное исследование проводится «Рейтинговым агентством АК&М»при поддержке Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
Сам процесс присвоения рейтинга, то есть оценки возможности и желания региональных властей своевременно и в полном объеме расплачиваться по долгам, довольно сложен. В процессе исследования проводился анализ двух групп критериев:
1. Критерии, определяющие финансовое состояние региона (базируются на данных месячных отчетов об исполнении бюджетов субъектов РФ по состоянию на 1 января 2008 года). В эту группу критериев входят:
1. Отношение государственного долга к доходам бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы. Данный показатель является наиболее значимым критерием, определяющим долговую нагрузку на бюджет и соответственно, кредитоспособность региона. Очевидно, что чем больше долг субъекта РФ, тем выше риск неисполнения обязательств. Отношение государственного долга к доходам бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы составляет в Марий Эл 27,37%!
2. Доля собственных доходов в общем объеме доходов. Бюджет Марий Эл лишь на 53,9% обеспечивается собственными доходами. Недостаток собственных доходов говорит о слабости источников формирования доходной базы Марий Эл, что также приводит к увеличению вероятности невозврата долгов. С ростом доли безвозмездных поступлений повышается опасность неисполнения обязательств из-за риска их несвоевременного поступления. По уровню объема доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета РФ Марий Эл занимает 70 место в России!
Объем доходов без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы
Субъект РФ | Объем доходов без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы, млн. руб. | Относительное значение критерия | |
1 | Москва | 928805.93 | 100.00 |
2 | Санкт-Петербург | 262023.06 | 63.45 |
3 | Московская область | 147885.02 | 56.67 |
8 | Республика Татарстан | 74284.83 | 49.58 |
10 | Республика Башкортостан | 60627.76 | 47.60 |
12 | Самарская область | 56740.80 | 46.14 |
14 | Нижегородская область | 50018.47 | 44.52 |
15 | Пермский край | 49905.19 | 43.89 |
21 | Оренбургская область | 32957.33 | 39.23 |
29 | Саратовская область | 25211.37 | 33.81 |
33 | Удмуртская Республика | 22982.31 | 31.19 |
44 | Кировская область | 13761.91 | 23.82 |
46 | Чувашская Республика | 13205.42 | 22.54 |
50 | Ульяновская область | 12093.93 | 19.98 |
57 | Республика Мордовия | 9288.64 | 15.46 |
65 | Республика Дагестан | 7062.09 | 10.34 |
70 | Республика Марий Эл | 5916.69 | 7.15 |
74 | Чукотский АО | 2323.20 | 4.45 |
75 | Еврейская АО | 2077.65 | 3.82 |
76 | Карачаево-Черкесская Республика | 2060.82 | 3.19 |
77 | Республика Адыгея | 2025.89 | 2.56 |
78 | Республика Калмыкия | 1741.53 | 1.92 |
79 | Республика Тыва | 1653.59 | 1.29 |
80 | Республика Алтай | 1614.66 | 0.67 |
81 | Республика Ингушетия | 838.85 | 0.00 |
Источник: Исследование относительной кредитоспособности субъектов РФ 2008 («Рейтинговое агентство АК&М» при поддержке Совета Федерации Федерального Собрания РФ).
2. Критерии, определяющие уровень экономического развития региона и создающие предпосылки формирования доходной части бюджета (базируются на данных Росстата по состоянию на 1 января 2008 года). В эту группу критериев входят:
1. Объем производства товаров и услуг на душу населения. Данный показатель характеризует уровень экономического развития субъекта РФ, что в свою очередь определяет предпосылки формирования регионального бюджета. Если в Татарстане объем производства товаров и услуг на душу населения составляет 255,60 тыс. рублей (в среднем по России – 180,14 тыс. рублей), то в Марий Эл всего лишь 88.55 тыс. рублей. По данному показателю Марий Эл занимает 56 место по России и последнее в ПФО.
2. Отношение задолженности по налогам к общему объему налоговых платежей. Налоговые доходы – это основа доходов бюджета субъекта РФ, следовательно, рост долгов по налогам нарушает механизм формирования денежных потоков, что в конечном итоге отрицательно влияет на кредитоспособность региона. Ситуация в Марий Эл в данной сфере очень сложная. Отношение задолженности по налогам к общему объему налоговых платежей в РМЭ составляет 20,84%.
3. Денежные доходы населения косвенно определяют уровень поступлений налога на доходы физических лиц, которые занимают значительную долю в доходах бюджета. Снижение денежных доходов ведет к уменьшению поступления соответствующего налога, что в конечном итоге увеличивает кредитный риск региона. Среднедушевые денежные доходы в Марий Эл всего лишь 5812,4 рубля (75 место по России).
4. Инвестиции в основной капитал на душу населения. Объем инвестиций в основной капитал на душу населения характеризует инвестиционный климат и уровень инвестиционной активности в регионе. Инвестиции в основной капитал на душу населения в Марий Эл – 24.28 тыс. руб. (58 место по России).
По каждому из вышеперечисленных критериев определялось место региона на нормированной линейке значений для анализируемых субъектов Российской Федерации, то есть, рассчитывалось относительное значение критерия в диапазоне от 0 до 100.
На основе этих данных можно сделать вывод: интегрированный уровень относительной кредитоспособности Марий Эл из года в год ухудшается. Если в 2001 году Республика Марий Эл по уровню кредитоспособности занимает 57 место в РФ, то в 2007 году – 64. Это самый худший показатель в Приволжском федеральном округе.
Большинство регионов ПФО (Татарстан, Башкортостан, Удмуртия, Нижегородская, Ульяновская, Саратовская области) входят в тридцатку субъектов РФ имеющих высокую кредитоспособность как в плане финансовых, так и экономических показателей.
Позиция в исследовании по итогам 2007 года | Субъект РФ | Относительный уровень кредитоспособности по финансовым показателям | Относительный уровень кредитоспособности по экономическим показателям | Интегрированный уровень относительной кредитоспособности | Позиция в исследовании по итогам 2005 года |
1 | Москва | 88.37 | 85.39 | 87.03 | 1 |
2 | Санкт-Петербург | 88.38 | 71.42 | 80.75 | 3 |
3 | Ханты-Мансийский АО | 74.28 | 88.34 | 80.61 | – |
7 | Пермский край | 79.51 | 60.36 | 70.90 | 4 |
12 | Республика Башкортостан | 73.37 | 58.17 | 66.53 | 8 |
13 | Республика Татарстан | 63.29 | 65.93 | 64.48 | 17 |
14 | Нижегородская область | 67.47 | 60.02 | 64.12 | 18 |
19 | Оренбургская область | 67.07 | 56.05 | 62.11 | 28 |
26 | Удмуртская Республика | 60.75 | 50.45 | 56.11 | 19 |
32 | Ульяновская область | 66.81 | 37.83 | 53.77 | 42 |
45 | Саратовская область | 53.74 | 40.93 | 47.97 | 48 |
49 | Кировская область | 54.31 | 38.26 | 47.09 | 54 |
52 | Республика Мордовия | 48.38 | 41.64 | 45.35 | 66 |
54 | Чувашская Республика | 40.57 | 46.83 | 43.39 | 51 |
60 | Республика Дагестан | 49.39 | 30.71 | 40.99 | 63 |
64 | Республика Марий Эл | 41.42 | 36.28 | 39.11 | 62 |
77 | Карачаево-Черкесская Республика | 31.55 | 21.96 | 27.23 | 79 |
78 | Республика Ингушетия | 42.63 | 5.45 | 25.90 | 78 |
Источник: Исследование относительной кредитоспособности субъектов РФ 2008 («Рейтинговое агентство АК&М» при поддержке Совета Федерации Федерального Собрания РФ)
Отдельно следует отметить проблемы, связанные с ростом государственного долга Марий Эл. На 1 сентября 2008 г. консолидированный долг РМЭ составил 2 млрд. 498 млн. 89.3 тыс. рублей. В 2001 г. предельный размер консолидированного долга республики составлял всего лишь 459,326 тыс. рублей. Руководству республики удалось за семь лет (2001–2008 гг.) своего «эффективного правления» увеличить долги региона в 54,4 раза. Республика фактически попала в долговую яму, из которой самостоятельно не сможет выбраться.
Все попытки правительства Марий Эл улучшить ситуацию с государственным долгом ни к чему не приводят. Связано это с тем, что руководство республики привлекает новые кредиты (48% государственного долга составляют кредиты банков) не на развитие экономики региона, а для погашения кредитов, которые регион набрал за период 2001–2005 гг.
Куда тратят кредиты
Руководство Марий Эл неэффективно использует полученные кредиты и ссуды. Особое удивление вызывает растрата денег (а больше это назвать никак нельзя) для улучшения условий работы марийских бюрократов. На комплексную реконструкцию территории Дома правительства из бюджета Марий Эл выделили 170 млн. 939 тыс. рублей. На реконструкцию улиц и зданий, прилегающих к Дому правительства, выделили 62 млн. 38 тыс. рублей. Очевидно, руководству республики очень хотелось построить «красную площадь» и «кремль» за счет бюджетных денег.
В 2007 году было выделено 1 млн. рублей на евроремонт здания министерства сельского хозяйства, 1 млн. 340 тыс. рублей на евроремонт здания министерства строительства, 18 млн. 41 тыс. рублей на реконструкцию фасада здания мэрии г. Йошкар-Олы, 1 млн. рублей на строительство гаражей для министерства культуры, 500 тыс. рублей на строительство здания для Управления образования, 523 тыс. рублей на реконструкцию объектов МВД и прокуратуры РМЭ, 3 млн. 740 тыс. рублей на реконструкцию здания РСМЭУ УГИБДД. В 2007 году за счет бюджета РМЭ решили улучшить условия жизни постоянному представительству Республики Марий Эл в Москве. На реконструкцию помещений постоянного представительства РМЭ в г. Москве будет потрачено 3 млн. рублей.
Значительные финансовые затраты в 2008 году предусмотрены на автотранспорт чиновников. Постоянному представительству Республики Марий Эл в Москве понадобилась новенькая Audi A6 за 1 млн. 600 тыс. рублей и Mersedes-Benz S класса за 4 млн. 870 тыс. рублей. Управление внутренних дел по городу Йошкар-Ола решило приобрести себе Toyota Corolla ZRE151L-FEGNKW стоимостью 700 тыс. рублей. Чиновники из министерства государственного имущества остро нуждаются в джипе Hyundai Sonata 2 MT GLS стоимостью 600 тыс. рублей.
Не отстают и районные чиновники. Администрация Новоторъяльского района желает купить Kia Sportaqe 2,0 M/T G072 за 900 тыс. рублей. Финансовому отделу этого же района заказали FordFocus SE за 600 тыс. рублей. А вот финансовый отдел Моркинского района ограничился «Волгой» (ГАЗ-31105-590) за 395,7 тыс. рублей. Администрации Килемарского муниципального района срочно необходим седан Opel Vectra стоимостью 600 тыс. рублей.
О доходах населения
Огромные финансовые средства для улучшения условий работы марийских бюрократов в бюджете РМЭ найдутся всегда. К сожалению, почти никогда нет денег на улучшение уровня жизни большинства жителей Марий Эл. Может быть, потому численность населения, имеющего денежные доходы ниже среднедушевого денежного дохода (7,5 тыс. руб.) в целом по Республике Марий Эл, за январь–сентябрь 2008 года составила 422,0 тыс. человек, или 60,0% от общей численности. А численность малоимущего населения (имеющего денежные доходы ниже 2980 рублей) за 9 месяцев 2008 года составила 93,0 тыс. человек, или 13,2% от общей численности.
Среднедушевые денежные доходы величиной менее половины прожиточного минимума (менее 1905 рублей) имеют 0,7% населения, от полутора до двух прожиточных минимумов – 22,3%, от двух до трех прожиточных минимумов – 25,1%.
Можно считать, что Республика Марий Эл находится в глубоком кредитно-финансовом кризисе. За 8 лет руководство республики лишь усугубило кредитно-финансовое состояние региона.
Политолог, эксперт по бюджетной политике
Сергей Кузнецов