Поэт, пророк, мученик

  • Post category:Статьи

19 января – годовщина смерти русского гения Николая Рубцова.

Январские морозы и метели ассоциируются у многих любителей поэзии с именем Николая Михайловича Рубцова. Это не случайно: незабываемы его строки о прекрасной и суровой стихии зимы Русского Севера. Именно в это время снегопадов и морозов 19 января 1971 года покинул этот мир поэт.

Примечательна судьба этого человека, так поразительно тонко чувствовавшего величие и трагедию своего Отечества.

Вскоре после вологодской трагедии стало ясно: несравненная и великорусская традиция поэзии Тютчева, Некрасова, Дрожжина, Есенина, Клюева нашла великого продолжателя и хранителя в горнем таланте Рубцова. Поэзия вологжанина – это тайна, это тайна русской души… Стихи «сына удивительных вольных племен» ввиду огромной востребованности стали издаваться большими тиражами. Гармонично и естественно сами собой возникли памятники Рубцову в Тотьме, Вологде и Мурманске. Союз писателей России учредил Всероссийскую литературную премию имени Николая Рубцова «Звезда полей».

В нашей стране проведено более ста «Рубцовских» чтений «Россия, Русь! Храни себя, храни!..»

Талантливые фотохудожники, такие как Михаил Макаров и Андрей Кошелев, создали уникальную фотолетопись жизни и творчества великого поэта.

Один из наиболее уважаемых отечественных кинематографистов Дмитрий Чернецов создал эпический документально-художественный фильм «Николай Рубцов».

Крупнейшие отечественные художники (Сергей Харламов, Евгений Соколов, Юрий Воронов, Владислав Сергеев и др.) вдохновенно иллюстрировали сборники стихов поэта.

Песни на стихи Рубцова слились воедино с рекой русской жизни. При этом подлинные знатоки и ценители утверждают, что еще не родился музыкальный гений соответствующего таланта для передачи музыкальной гармонии горней поэзии Рубцова… По их мнению, стихи сына Северной Фиваиды нужно произносить четко и строго, без суетных субъективных эмоций – как молитвы в храме… Именно так прочитал один из ведущих советских дипломантов Петр Иванович Николаев строки Рубцова в аудиоальбоме поэзии вологжанина…

Судьбе Николая Михайловича посвящено множество книг, журнальных и газетных публикаций; открыты десятки сайтов в Интернете. Энтузиасты создают народные музеи поэзии Рубцова в школах, библиотеках и собственных квартирах. Маститые врачи, инженеры, ученые резко меняют свою судьбу и посвящают себя увековечиванию памяти этого скромного и застенчивого человека. С великой любовью и тактом создано несколько проникновенных фильмов о Николае Михайловиче, наполненных его поэзией.

Эта всенародная активность самопроизвольна, ее никто специально не организует, все происходит стараниями очарованных поэзией Рубцова энтузиастов всех возрастов и званий по всей необъятной России.

Ширятся ряды поклонников поэзии вологжанина в самых разных странах, включая Китай и Японию… Феномен Николая Рубцова уникален, многомерен и загадочен.

В период государственного атеизма все творчество Рубцова было посвящено поэтическому представлению двух связанных между собой религиозных феноменов: духовным благодатным энергиям природы Руси-России и судьбе по-детски чистой загадочной русской души.

Выражаясь условно, в поэзии Рубцова отражены: его необычайно расширенное сознание, выдающийся духовный потенциал, поразительная проницательность и мудрость, характерные для людей, достигших состояния святости. При поверхностной оценке очевидно, что внешняя сторона линии жизни Рубцова этому состоянию не соответствовала. Такая ситуация возможна и объяснима в случае ныне редко встречаемого в истории русской святости духовного подвига юродства, наблюдавшегося преимущественно в средневековой Руси и принимающего самые различные, подчас парадоксальные формы. В дополнение к образам и звукам окружающего его материального мира Николаю Михайловичу было дано слышать, прозревать, интуитивно воспринимать образы и песнопения горнего мира. Поэт «слышал печальные звуки, которых не слышит никто», свидетельствовал о невидимом, например о старой пустынной дороге: «В глуши веков мгновенны и незримы идут по ней, как прежде, пилигримы…»

Валентин Распутин определил Рубцова как вестника, посланного свыше для того, чтобы разбудить в наших душах то лучшее, что в них дремлет. Нужно отдать должное проницательности Валентина Григорьевича, особенно если учесть, что русское слово «вестник» соответствует греческому слову «ангел»…

Непредвзятый анализ текстов Рубцова свидетельствует о том, что его сознание пребывало одновременно в горнем мире и в нашей материальной действительности, откуда видна была Голгофа России XX–XXI веков. Биография Рубцова – пример явного Богоприсутствия и одновременно неотступного внимания темных сил, завершившегося ритуальной расправой в ночь на Крещение в квартире, отмеченной характерным номером 66, в доме на улице Яшина в Вологде. Позднее, в продолжение мести жизненному подвигу поэта, был ритуально убит внук Николая Рубцова. Все это предметно описано в наиболее адекватной биографии поэта, созданной писателем Николаем Коняевым в серии «ЖЗЛ».

Рубцов отмечен уникальным умением раскрыть и демонстрировать благодать Божию в природе России, красоту лесов и полей Вологодчины. Воздушный океан над родиной Рубцова светоносен и одухотворен. Николай Михайлович всей силой своего необычного таланта свидетельствовал святость Русской Земли, дарованной нам природы, первозданную чистоту и красоту Русской Души. Истинность системы ценностей поэта подтверждает единомысленный Рубцову святой праведный Иоанн Кронштадтский, прямо свидетельствовавший о том, что путь к Богу у русских людей лежит через беззаветную любовь к своей земле, к своему Отечеству – Святой Руси.

Многие предвидения и пророчества Николая Михайловича уже осуществились. Так, например, не заставили себя ждать «иных времен татары и монголы»…

Если иконопись – это умозрение в красках, то поэзия Рубцова – это «умозрение в свете» на небо и землю России, как на земную икону Царствия Небесного. Исследователи отмечают гармоничное сочетание в поэзии Рубцова образов и подобий Благой Вести, символов народных былин и сказок, смыслов и тайн русской истории. Поэт открыто признает участие некоей надмирной силы, созидательной стихии в возникновении его стихов. Небо над Россией, звезды над Русью, сама Звезда Полей – постоянные образы его поэтических строк. Вечность звезд над Россией – это вечность и непреходящая ценность самой России, малой родины – Богоспасаемой Вологодчины – святого Вологодского Беловодья. В поэзии Рубцова, устремленной в небо, как и в горнем мире, господствует стихия света: восходы, закаты, сумерки, свет, пробивающийся сквозь туман, в ночи спасительный тихий свет Русского огонька – материализации одной из трех основных христианских добродетелей – надежды. Яркий земной цвет, брутальная вещественность практически отсутствуют в поэзии Рубцова.

В поэтическом мiре Николая Михайловича обитает множество птиц, которые, по древним представлениям славян, олицетворяют души наших предков. Звезды на небе, птицы в воздушной стихии, белые цветы на земле, стихия воды – активные участники нашего бытия в поэтических свидетельствах Рубцова – неведомого сына удивительных вольных племен.

Чувство рода, присутствие в современности в седой старине, ощущение непрерывности истории нашего народа никогда не оставляли Рубцова. Показательно, что среди всех отечественных государственных деятелей в нашей истории поэт-провидец в своих стихах упомянул единственно первого русского царя Иоанна Васильевича Грозного. Упомянул с уважением, в положительном контексте. Напомним, что мудрый царь Иоанн I Васильевич из Москвы, зараженной боярской крамолой и духом стяжания, хотел перенести столицу в Богоспасаемую Вологду, на святую землю Северной Фиваиды, но обстоятельства непреодолимой силы помешали осуществлению этого плана…

Земная категория линейного времени в поэзии Николая Михайловича необыкновенно преобразована: скоротечность земной жизни, «сигналы старости грядущей» разворачиваются на фоне бесконечности и вневременности бытия души, неоглядности русской истории, вечности непреходящих ценностей русского мiра… Характерно, что у Рубцова вся эта бездонность смыслов, аналогий, реминисценций подсознания облачена в форму классического краткого и с виду бесхитростного стихосложения.

Николай Михайлович привнес в нашу литературу, мировосприятие дух искренности, простодушия, цельности, кротости, характерных для «Слова о полку Игореве» и «Слова о законе и благодати». Простые рифмы, незамысловатые ритмы, отсутствие метафор: прямой разговор с небом и сердцем читателя. Все гениальное просто? Да, поскольку, как гласит народная пословица: «Где просто, там ангелов со ста, а где сложно, там – ни одного».

Минуя загадочным образом барьеры, ловушки и фильтры холодного и ограниченного разума, стихов серебряные струны Рубцова вызывают резонанс национальных архетипов напрямую в подсознании, будят, казалось бы, уснувшую навсегда генетическую память, мобилизуют веру и любовь в душах читателей и слушателей. Внешне это выражается в ощущении духовного подъема и наслаждения при проникновении в мир стихов вологодского поэта…

Мы стоим только еще в начале осмысления духовного богатства этого волхва-вестника, посланного нам из постапокалиптического грядущего.

Полнота сказанного, открытого, засвидетельствованного Николаем Михайловичем Рубцовым – это указание направления спасительного для нас пути. А собственно путь – изучение, усвоение, восприятие с любовью той таинственной Правды Божией, Русской Правды в поэзии и жизни вологодского вестника.

Значительную часть стихотворений поэта жизненно необходимо укоренять в нашей памяти, учить наизусть для исправления деформированного апостасией сознания, для иммунитета безумию окружающего мира. Эта живая вода была послана нам из Горнего мира через подвижника Северной Фиваиды Николая Михайловича Рубцова – поэта, пророка, мученика.

Долгие зимние вечера – лучшее время для погружения в атмосферу поэзии Рубцова, в таинственный и прекрасный мiр заснеженной тихой нашей Родины…

Александр Бочков

Источник: Русский Вестник

Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments