(по материалам аналитических обзоров 2002-2006 гг)
Все народности, представленные в России, имеют в Москве свои мощные «культурные автономии», получающие финансовую поддержку госбюджета.
Нет «культурной автономии» только у русских. Как когда-то в составе КПСС отсутствовала Компартия России.
В ряде субъектов Федерации действуют региональные национально-культурные автономии русских или субэтнических групп русского народа. Но все это держится лишь на энтузиазме отдельных героев.
В Государственной Думе провалили одну за другой несколько попыток принять Закон «О русском народе» или хотя бы вставить раздел о судьбе русских в законопроект «О государственной национальной политике»
Неудивительно, что организации русских националистов являются неотъемлемой частью политической системы современной России, занимая в ней все более важное место.
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
В отличие от национальных организаций других народов России, занятых, главным образом, проблемами сохранения своей культурной самобытности, русские организации, как правило, изначально создавались для решения политических задач. Это отличие обусловлено, одной стороны, претензией на то, чтобы выступать от имени государствообразующего народа. С другой – самоощущением русскими своей ответственности за судьбу страны. В своих программных документах эти организации отражают проблемы волнующие русский народ, его самосознание, самочувствие и его отношение к важнейшим вопросам внутренней и внешней политики, отстаивания национальных интересов. В то же время, они не скрывают, что, находясь в оппозиции к существующему политическому курсу, ставят перед собой задачу всеобъемлющего преобразования общества и, в большинстве случаев, конституционного строя.
Принципиальный отказ власти от конструктивного диалога с такими организациями и движениями толкает их на путь радикализации, поскольку их лидеры понимают, что осуществить свои программные цели парламентскими методами им не удастся.
По результатам последней переписи населения русское население Российской Федерации насчитывает 116 млн. человек, что составляет почти 80% общей численности населения страны
Доля русских в потоке иммигрантов в Россию постепенно падала и с 76% в 1993 г. дошла до 55% в 2000году, оставаясь на уровне до 60% в последующие годы. Зато уезжают из России русские все возрастающими темпами. Их 41% из 70 – 75 тыс. ежегодно отъезжающих. Каждый пятый эмигрант имеет высшее образование (из них в Израиль едет – 30%, в США – более 40%). Количество российских, т.е. в абсолютном большинстве русских специалистов в области высоких технологий, работающих в США, оценивается более чем в 130 тыс. чел, а в Германии -50 тыс. чел.
Внутри страны русские интенсивно покидают территории за Уралом, перемещаясь в центральные регионы страны. Особенно быстро пустеют Север и Дальний Восток, где общая убыль от миграции только за 1995 – 2001 гг. составила почти 470 тыс. чел. Русских все более активно выдавливают с территории их традиционного проживания. «малые» народности.
Приезжие нарушают не только законы, но и традиции, обычаи, устоявшиеся нормы поведения той местности, куда они приехали» (из выступления И.А. Казакова, председателя Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике 18.04.2003).
Только азербайджанцев проживает в русских регионах РФ легально и нелегально 3 миллиона. Китайцев по разным оценкам, от 2 до 5 млн., а к 2010 г. прогнозируется цифра в 8 – 10 млн., чеченцев – 700 тыс., киргизов, афганцев и таджиков – по 500 тыс. Список можно продолжать долго, но, главное, что все они приехали в русские города и села не спрашивая на то разрешения коренного населения….
Все это провоцирует русскую молодежь на экстремистские выступления, делая молодежные объединения все более и более радикальными. Меры полицейского характера, направленные против русских молодежных движений: «скинхедов», РНЕ и подобных ей организаций, в принципе не способны решить проблему экстремизма. Они лишь загоняют ее вглубь, временно создавая видимость контроля над ситуацией и способствуя консервации этнических конфликтов.
По мнению аналитиков МВД, ситуацию обостряет не столько миграция как таковая, а отсутствие у мигрантов желания жить по законам и обычаям новой родины, часто проявляющегося нарочитого пренебрежения к лицам коренного населения, т.е., в первую очередь к русским.
Единственный за весь прошлый век образованный премьер России Петр Столыпин, (он с отличием окончил физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета!) в продолжатели коего рядятся много горлодеры последнего времени, однажды предложил Государю Императору высочайше запретить студентам Империи сочинение проектов переустройства государства, пока они не выучат русский язык.
Один из агрессивных недоучек премьера застрелил.
А болезнь «реформаторства» приняла форму необратимой патологии.
И сегодня даже с самых высоких трибун мы то и дело слышим уголовную «феню», родившуюся как раз в еврейских местечках «черты оседлости».
Язык великого и героического народа, переживающего национальную катастрофу, сегодня в такой же тяжелой ситуации, что и его носители. Он испытывает агрессивное воздействие извне, подвергается ускоренной насильственной «варваризации» (научный термин) с помощью телевидения, радио и печатных СМИ, массовой культуры и, особенно, всех видов рекламы, через воздействие американизированного английского языка, вплоть до замены кириллицы латиницей, как средства «вписывания» в мировую цивилизацию. Одновременно, начиная с начала 90-х гг. сократилось и количество часов на изучение русского языка и литературы в школьной программе. К тому же некоторая часть носителей русского языка в настоящее время исповедует утилитарный, узко собственнический прагматизм – «русский язык не нужен бизнесу» и готова принести в жертву своим интересам всех остальных.
На протяжении девяностых годов ежегодно наш язык «обогащался» приблизительно тремястами заимствованиями. Однако с такими вторжениями наш язык сталкивается не впервые. Он уже пережил активное онемечивание, затем – «офранцуживание».
Выжил! Устоял!
Известен исторический факт, когда в 1910 году Сорбонна выписала из Воронежской губернии Российской империи профессора Льва Щербу, чтобы ставить чистое французское произношение будущим учительницам французского языка.
А теперь мы вынуждены бороться уже с вульгарной «энглизацией» родной речи.
Словесный мусор из США приживается, к счастью, только в области информатики, коммерции и банковского дела. За пределами этого можно назвать еще лишь десяток терминов, поддерживаемых молодежной средой и электронными СМИ. Но до тех пор пока государство не определит своего отношения к государственному языку и не поможет ему – ситуация будет оставаться кризисной.
Как и русский язык, практически все организации русских националистов лишены государственной поддержки.
Они чаще всего находятся на нелегальном или полулегальном (без регистрации) положении. Столкнувшись с запретительной практикой государственных органов, русские националисты изменили свою стратегию и тактику. В первую очередь это проявилось в стремлении к объединению.
В октябре 2000 г. в Москве прошла учредительная конференция новой общественно-политической организации «Русское возрождение». На конференции присутствовали делегаты из 48 субъектов Российской Федерации, представлявших как региональные структуры (бывших) крупных организаций типа РНЕ, НБП, так и мелкие местные группы. Таким образом, новое движение с самого начала стало общероссийским. В то время численность нового Движения, по приблизительным подсчетам, составляла около 10 тыс. чел.
На учредительной конференции были сформулированы стратегические цели и тактические задачи Движения. В том числе:
– консолидация разрозненных общественных организаций любых направлений (культурных, научных, спортивных, военно-патриотических, неформальных деловых и экономических объединений), всех общественно-политических сил национальной ориентации);
– включение Движения в «публичную политику», через сотрудничество с политическими партиями, имеющими право участвовать в выборах на федеральном и региональном уровнях;
– широкое взаимодействие с федеральной и региональной властью – от личного общения с не коррумпированными чиновниками до поддержки честных кандидатов на федеральных, региональных и муниципальных выборах;
– эффективная пропаганда русской национальной идеологии, базовых ценностей русской цивилизации;
– содействие самоорганизации русского народа в борьбе за национальное возрождение и социальную справедливость.
Такая тактика политической борьбы, как сказано выше, была продиктована общественно-политической ситуацией в стране.
Закон «О политических партиях», принятый Государственной Думой Российской Федерации в 2000 году, запрещал регистрацию политических партий, декларирующих защиту национальных интересов русского народа. Поэтому русские национальные организации могли участвовать в выборах представительной власти только через зарегистрированные Минюстом России политические партии с «общечеловеческой» идеологией. В 2000 – 2003 годы был принят ряд нормативных актов по борьбе с политическим экстремизмом. Этими актами любые действия по защите интересов и социальных прав русского народа могли быть объявлены проявлениями экстремизма, и стать основанием для запрета деятельности политической партии, которая бы себе «слишком много позволила».
Поэтому Центральный Совет «Русского Возрождения» рекомендовал участникам Движения принимать участие в организации политических партий, занимать должности в госаппарате, вести пропаганду своих идей по месту работы и проживания.
Первоначально основу нового движения составили части расколовшейся и утратившей лидирующее положение право-радикальной партии Русское национальное единство (РНЕ).
В настоящее время РНЕ вышла из кризиса, но утратила былое лидерство.
Наряду с этим известным политическим «брендом», а также «Союзом реалистов» Н.Б. Жуковой, Народно-Национальной партией А.К. Иванова-Сухаревского в «Русское Возрождение» входят такие незарегистрированные, но не уступающие ему организации как «Союз русского народа», «Объединенное казачье войско», «Действие», «Русская освободительная армия», «Союз ветеранов» (войн в горячих точках), «Ассоциация боевых искусств» и другие. Их представителем на легальном уровне должна стать «Партия защиты Российской Конституции», проходящая в настоящее время регистрацию.
Важным аспектом деятельности «Русского Возрождения» является взаимодействие с Русской Православной Церковью, со священнослужителями и мирянами. В то же время руководство Движения весьма критически относится к верхним эшелонам иерархии РПЦ.
Конфиденциальная информация и материалы аналитического характера направлялись руководством Движения в соответствующие государственные органы. Некоторые из материалов помогли в борьбе с террористическими и антигосударственными организациями. Выполняя программные установки Движения, его руководство активно ищет союзников, расширяя контакты и устанавливая отношения с самыми разными госструктурами и общественными организациями: Центр стратегических исследований Генерального Штаба, Центр информационных технологий, Русское математическое общество, Русское историческое общество и т.д.
Укрепляется влияние на молодежь, через помощь в ее самоорганизации и программировании деятельности неформальных молодежных организаций. .Есть основания полагать, что часть молодежи, охваченная теми или иными организационными формами, лишь часть «айсберга».абсолютно неведомого властям. Например, в ближнем Подмосковье трудно найти поселение городского типа, где бы не существовали ячейки какой-либо националистической организации, часто слабо связанные с руководством партии, но весьма авторитетные в местной молодежной среде.
Другим крупным и относительно дееспособным объединением русских националистов является не прошедший регистрации на последних выборах блок, возглавляемый Национально-Державной партией России, запрещенной в 2003 г. Минюстом России (руководители – А. Севастьянов и Б. Миронов (вышел), С. Терехов). Туда входят также Русский общенациональный союз (И. Артемьев), Движение против нелегальной эмиграции (А. Белов), Союз «Спас» (В. Давиденко) и Союз славянских общин.
Все эти организации характеризуются детально разработанной сходной в общих чертах идеологией, определенным влиянием в массах русского народа, в первую очередь в молодежной среде, наличием постоянных контактов на уровне руководящего звена, а отчасти и взаимодействием. Почти все они поддержали избирательную кампанию блока «Родина», что и способствовало его успеху.
Отмечен начавшийся в последние год переход все большей части молодежных левых и лево-радикальных движений на национал-патриотические позиции. Что нашло отражение в заявлении Союза коммунистической молодежи «Об опасности фашизма в молодежном левом движении» (Газета «Русский вестник»№7 за 2005 г.).
Казачество. В различных публикациях зачастую можно встретить раздельное упоминание русских и казаков. Между тем хорошо известно, что российское казачество – это совокупность субэтносов (в XX столетии их официально зафиксировано 11) русского народа. Небольшие группы казаков других национальностей картины не меняют. В российском законодательстве казачество определено как «особая этнокультурная общность». Такую формулировку можно принять с той оговоркой, что последние 15 лет казачество развивается, скорее как этно-социальная общность, или конгломерат политизированных общественных объединений, отстаивающих, в первую очередь, социальные права потомков казачества.
Результаты последней переписи населения, будто бы выявившие наличие 140 тысяч представителей народа «казаки» в стране (равно, как и 6 тысяч «поморов»), в действительности лишь подтвердили наличие здравого смысла у подавляющего большинства представителей казачества, не выводящего себя, в целом, за рамки русского народа. Большинство же экспертов оценивают численность граждан, идентифицирующих себя потомками казаков, в 3 – 5 миллионов человек. Актив казачьих организаций по стране (в силу определенной жизненной позиции их–то и можно назвать настоящими казаками «по жизни») исчисляется несколькими десятками тысяч. Повышенный процент составляют потомки казаков в составе офицерского корпуса и, особенно, генералитета.
Казачество, в действительности есть лишь часть русского народа, отличающаяся от него структурированностью и наличием общих, более-менее единых самосознания, идеологии, этно-культурных особенностей, некоторых этно-психологических поведенческих моделей. Поэтому в нем и его проблемах, как в капле воды отражаются проблемы народа в целом. Так, по нашему мнению, проблема казачьей службы (точнее, ее отсутствия) в действительности порождена отсутствием в политической системе Российской Федерации такого важнейшего, имманентно присущего всякому действительно демократическому обществу института как национальная гвардия (или ее аналога – организованного резерва, существующего в каждой стране под своим традиционном названием).
Современное российское казачество, лишившись прежней сословной замкнутости, покрывает сетью своих организаций практически всю населенную часть страны, являясь весомой частью национал-патриотического движения (к примеру, Союз казаков России входит в Военно-Державный Союз). Мнение о том, что казачество расколото на «красных» и «белых», «реестровых» и «не реестровых» сильно преувеличено. В силу своего патриотизма казачество практически однородно и, по той же причине, мало управляемо своими «параллельно существующими» атаманами. В настоящее время атаманы реестровых объединений, за редким исключением утратили контроль над массами казачества, и центром притяжения для него вновь стал «Союз казаков России», находящийся в оппозиции правительственному курсу. Альтернативой СКР в ряде мест (Москва, Кубань, Саратов, Углич) в последнее время является растущее т.н. «Резервное казачье войско», близкое к руководству Генерального Штаба ВС РФ и, вероятно, в силу этих причин, воздерживающееся от политических демаршей. Из-за апатичной позиции своего атамана Н.И. Козицына основное объединение нереестровых казаков, не вошедших в СКР – Союз казаков Области Войска Донского – пребывает в состоянии пассивного противостояния действиям Ростовской областной администрации, не признавая легитимным войсковым атаманом заместителя ее главы В.П. Водолацкого, являющегося атаманом реестрового войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское». Местная власть, как и на Кубани рассматривает казачество лишь как объединение избирателей, тратя на заигрывание с ним немалые средства из областного и краевого бюджетов.
А на Северном Кавказе (особенно в национальных республиках) и в ряде приграничных регионов к востоку от Волги казачество, зачастую, оказывается единственной силой, способной противостоять давлению на русское население агрессивных выходцев из Чечни и Дагестана, а также армян и турок-месхетинцев.
По сути еще невостребованное обществом казачество пребывает в ожидании авторитетного неформального лидера, который может появиться в момент серьезного конфликта в обществе из среды атаманов низового звена, непосредственно связанных с народными массами. При появлении такой фигуры «снизу» в случае масштабного социального конфликта казачество окажется основой для организации протестных акций весьма широкого состава в ряде регионов Поволжья, Урала и Сибири.
Русская православная церковь. Она не просто наиболее крупное конфессиональное объединение в стране, но и национальная религия «титульной нации». В настоящее время РПЦ, как общественный институт, пользуется у населения наибольшим доверием. Православными (в той или иной мере) считают себя уже около 80 процентов русских. Православная церковь традиционно является наиболее последовательной патриотической силой в обществе, на протяжении всего своего существования поддерживавшей государственные институты (включая ежедневные молитвы «о властях и воинстве»). Одновременно, в силу древней традиции, выступая ходатаем перед властью о состоянии православного народа. В этой связи характерно заявление протоиерея В.Чаплина, заместителя председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, на Всероссийском совещании «О реализации концепции государственной национальной политики Российской Федерации», в котором он, от имени Церкви, заявил о проблеме «предвзятого и оскорбительного отношения к русскому народу».
В настоящее время РПЦ – динамично развивающийся институт, увеличивающий свое влияние в массах русского населения. Быстро растет количество приходов, при которых действует уже 4696 воскресных школ, монастырей мужских и женских и духовных учебных заведений. Только в Москве за год количество храмов и часовен увеличилось с 560 до 645. В то же время деятельность РПЦ находится почти в полном информационном вакууме. Официальные заявления Главы Московского Патриархата, постоянно откликающегося на события общественной жизни страны, не публикуются в СМИ и остаются неизвестными за пределами церковной ограды. Как и политические организации русских, РПЦ крайне стеснена в своих информационных возможностях.
За последние годы православная церковь в России заметно активизировала свои внешние функции в обществе, в соответствии с принятой на предыдущем архиерейском соборе новой социальной концепцией. Самыми заметными и значимыми из них, на наш взгляд, являются усиление влияние церкви в молодежной среде (рост числа молодежных православных организаций и их объединение) и в Вооруженных Силах, а также иных силовых структурах, в первую очередь в системе ГУИН. В каждой исправительно-трудовой колонии открыты молельные комнаты. Ведется строительство храмов и часовен.
В настоящее время в Вооруженных Силах, Воздушно-десантные войска, а отчасти ВМФ, РВСН и Дальняя авиация реально уже имеют сложившуюся систему окормления военнослужащих православным духовенством. Уже и крупные корабли не выходят в море без священника. Учения не совершаются без молебна. Командование отмечает благотворное воздействие работы священников на состояние воинской дисциплины. Военачальники регулярно говорят о своей готовности к введению священников в войсках и на кораблях. Практически этому мешает лишь нехватка квалифицированных кадров.
Национальная идеология. Крупнейшими авторитетами в области изучения современного русского народа и разработки его идеологии являются авторы многочисленных монографий по данной проблематике С.Е.Троицкий, А.Н.Севастьянов, М.Н. Назаров и О.А. Платонов, с группой сотрудников выпускающий многотомную «Русскую энциклопедию». Значимыми трудами в этом направлении явились «Российская нация» А.И. Вдовина, «Русский народ» и «Русский вопрос» И.А. Шафаревича, «Русская партия» Н.А. Митрохина, «Демогеноцид – война олигархов против России» Б.И. Искакова, «Расовый смысл русской идеи» В. Авдеева и А. Савельева, а также «Русские. Стереотипы поведения, традиции, ментальность».
Растут и монархические настроения. В первую очередь в среде активно православных. Что нашло свое отражение в канонизации царской семьи.
Монархизм переживает свое второе рождение и является в новом качестве.
В начале 90-х он был представлен экзотическими группками в нескольких крупнейших городах страны, которые быстро исчезли. Но теперь он возник как естественный результат углубления религиозного сознания в широких массах верующих
Ведь идеалом земного мироустройства Церковь считает монархию (точнее – империю). Этому способствует и ширящееся почитание царственных мучеников (повсеместное сооружение храмов в их честь, открытие монастыря над Ганиной ямой, развитие паломничества и т.д.).
Тупики национального самосознания:
Проблема «русского ислама». Данный «проект» реализуется, главным образом, на территории Приволжского федерального округа и связывается в прессе с аппаратом советников С. Кириенко (С. Градировский, П. Щедровицкий, М. Шевченко, Али Полосин, Иман Порохова и др.). Эта группа планирует включение России в систему политических, экономических, идеологических связей с исламским миром до такой степени, когда их разрыв практически становится невозможен. Декларируется создание мощного исламского лобби в структурах власти, оппозиции и СМИ; появление единой сети русифицированного исламского образования для последующей русификации ислама, превращения его из фактора узкоэтнического в фактор общенационального значения.
Отсюда уже рукой подать до контроля над религиозной, национальной и образовательной политикой государства.
Российские исламизаторы полагают, что мир переживает смену цивилизаций, и ислам должен при этом неминуемо «влить свежую кровь» в обветшавшую Европу. Россия же, приняв ислам, якобы получит преимущества в диалоге с Западом. Кроме того, мусульмане, обладая значительно большим, чем христиане интеграционным потенциалом, помогут (уже мусульманской!) России. Ее поддержат «сотни миллионов, от Дарданелл до Гиндукуша». По мысли мечтателей она станет «технологической Меккой» мусульманского мира, кузницей оружия и высокотехнологической продукции для правоверных; в Россию хлынут арабские деньги и откроются их огромные рынки. И, наконец, энергичная мусульманская пассионарность, разбудив русский этнос, даст ему новый источник жизненной энергии.
Председатель Исламского Комитета России Гейдар Джемаль прямо заявляет, что современное российское государство бесперспективно и что исламская община России,- этнические мусульмане и новообращенные в ислам русские – должна занять ключевые позиции в государстве, чтобы в нужный момент впустить в нее «миллионы единоверцев из исламского мира».
С помощью «десанта» на месте нынешней России возникнет исламская территория, контролируемая джамаатами.
Тезисы этой статьи из газеты «Завтра» были оформлены С. Градировским в виде программного доклада, вошедшего в состав ежегодного доклада ЦСР ПФО Президенту РФ. В докладе, в частности, говорится: «через 25 лет этноконфессиональный состав населения ПФО по демографическим и миграционным причинам изменится на 75%. ПФО, а вскоре и вся Россия станет моноконфессиональной исламской территорией, что государство не может не учитывать».
Стержнем «проекта» является работа с молодежью, привлечение ее в контролируемую образовательную среду. Исламизаторы начали создание сети русскоязычных исламских богословских школ. Они продвигают идею о необходимости создания в России за государственный счет и в качестве государственного вуза – Исламского университета (при том, что в России при государственной поддержке уже действует несколько исламских университетов, количество исламских вузов в стране превышает количество православных). Обработке в первую очередь подвергаются лидеры – социально активная часть молодежи, старшекурсники, молодые специалисты, аспиранты. Среди сотни учащихся Санкт-Петербургского медресе Исламского молодежного общества «Ад Дауа», возглавляемого Исламом Яблоковым, большинство составляют русские
В перспективе предполагается открывать мусульманские учебные заведения именно вне границ исторического расселения мусульман по примеру медресе «Махинур» в Нижнем Новгороде, оснащать исламской литературой на русском языке, готовить для них русскоязычных преподавателей. Эти учебные заведения должны стать центрами исламских общин, которые пока не стали организованными структурами и не способны оказывать давления на власть. Предполагается покрыть сетью таких очагов давления всю русскую часть России.
Пока предполагается создать 3 – 5 центров русскоязычного исламского богословия вне зоны традиционного проживания мусульман. Помимо этого намечено создать исламские центры в светских учебных заведениях с углубленным изучением арабского языка, разработать систему поощрения вузов, создающих и развивающих исламоведческие кафедры. Советы по защите диссертаций при этих кафедрах позволят легализировать исламскую элиту в Москве.
В конце девяностых годов русские мусульмане исчислялись десятками. В настоящее время их численность составляет от 7 до 10 тысяч человек и возрастает на 2-3 тысячи в год. В силу действия «синдрома неофита» русские мусульмане в массе своей весьма активны и тяготеют не к традиционному исламу, а к его экстремистским проявлениям. Наибольшую активность, скорее, даже, агрессивность. проявляет петрозаводская община, возглавляемая Мустафой Стародубцевым и ливийцем Висимом Бардвилом.
В Обращении заместителя председателя Центрального Духовного Управления мусульман России муфтия Фарида Салмана к Полномочному представителю Президента РФ в ЦФО РФ Г. Полтавченко говорится: «Кампания по принудительной исламизации православных русских Поволжья и Центральной России есть не что иное, как провокация, направленная на намеренное стравливание православных и мусульман России». В том же документе проект рассматривается как «проявление скрытой ненависти к исламу и враждебных намерений по отношению к российским мусульманам», осуществляемый «людьми, мало что понимающими в исламе и этнически не имеющими никакого отношения ни к мусульманам, ни к русским».
Идея, подброшенная в информационное пространство общества, нашла питательную среду, зажила своей жизнью и имеет шанс на успех. Для России этот успех через считанные десятилетия в лучшем случае обернется гигантской Боснией. В худшем же «мы превратимся в исторических персонажей, когда-то населявших Евразию…» («Русский образ» №2 2004).
Неоязычество. Язычество и его «романтика» активно проповедуются по всему миру, как образ жизни противоположный христианскому. В России данный «проект», в отличие от «русского ислама» выглядит не столь одиозно и пугающе, он, как бы менее «радикален», но в будущем способен оказаться не менее губительным для национального самосознания, поскольку также рассчитан на молодежь. Новое язычество, имеющее по всей стране обширную сеть организаций и многие тысячи адептов – вовсе не возрождение древних славянских культов. Последователи движения признают, что создают новое, для того, чтобы действовать в современной политической реальности. Фактически это сектанты, разрушающие национальное сознание народа и психику людей, использующие национальное чувство и протестные настроения части молодежи, оторвавшейся от традиции, для которой православие – это недостаточно «круто», но взыскующей религиозно-этического идеала. В основе своей неоязычество, это поклонение падшей природе человека, поклонение страстям, греху (что соотносится с либеральным ценностям), грубой силе, – переходная форма к откровенному сатанизму.
Столицей русского язычества является г. Коломна, где в 2000 г. прошел первый съезд. Источники финансирования абсолютно закрыты, но цели тех, кто спонсирует выход крупными тиражами разнообразной литературы высокого полиграфического уровня и поддерживает общины язычников, открывает все новые Интернет-сайты, вполне очевидны. Это дезориентация, и раскол молодого поколения страны, выработка у него «ложной этничности» и уменьшение числа лиц осознающих себя русскими, увод молодежи от реальной жизни (существует «легкая» игровая форма – «толкинизм» – особенно популярная среди студенчества), дальнейшее ослабление России. В настоящее время наиболее актуальный вопрос, связанный с неоязычеством – выявление случаев человеческих жертвоприношений, поскольку в Интернете был размещен языческий календарь, с датами человеческих жертвоприношений, совпадающими с теми, что известны у сатанистов.
– Секты. Сокращение числа публикаций на эту тему отнюдь не означает уменьшение активности «духовных оккупантов», а свидетельствует, скорее, о «привыкании» к проблеме. В настоящее время секты повсеместно вступили в новый период своего развития на российской земле. Его можно назвать периодом внутренней консолидации. Особенно эффективна их «работа» в Сибири и на Дальнем Востоке.
Сектанты занимаются укреплением своих социально-экономических и политических позиций. Они скупают недвижимость, создают учебные заведения, обзаводятся политическим лобби, журналистами, экспертами, юристами, которые соответствующим образом формируют общественное мнение, создают политическую почву и защищают права сектантов на судебных процессах. Секты всемерно стремятся «показать мускулы», заявить о себе, как о непреходящем факторе российской действительности. Проникают они и в органы власти, в Российскую Армию, милицию, ГУИН, откуда надеются вытеснить православное влияние. Наиболее изощренно и методично действуют организации постпротестантского толка. Для них характерно объединение разных «деноминаций» для достижения общих тактических задач, действие под прикрытием православной символики
Фактически и «русский ислам» и многоликое сектантство, и его «патриотически-почвенническая» разновидность – «неоязычество» имеют общие цели: разобщение идеологического пространства страны; деинтеграцию российского социума; уничтожение национальной идентичности русских, сокращение их числа (превращение в «никаких» граждан) и изоляции ведущей национально-конфессиональной традиции (православия), являющейся социо-культурной основой российской государственности.
Общее состояние и самочувствие народа. По продолжительности жизни Россия занимает 143 место в мире, практически отражающее состояние русского народа. Согласно среднему варианту прогноза, к 2010 г. цифра народонаселения России составит 130 млн чел. (в 1989 – 144.8), а к 2050 г. сократится до семидесяти млн.
Коэффициент рождаемости в среднем по стране остается самым низким в мире.
9,8 новорожденных на тысячу жителей (в 1959 г. он был 23,6), а для простого воспроизводства населения необходимо 14,3.
Для сравнения в Азербайджане он составляет 29,3, в Таджикистане – 43,7, в Армении – 22,8.
Каждый третий ребенок рождается больным. За последние пять лет показатель заболеваемости новорожденных возрос на 32%. Число практически здоровых детей снизилось в среднем по России снизилось до 32,2%. В два раза возросла доля детей с хроническими болезнями. Число детей-инвалидов составляет 621 тыс. К окончанию школы более половины детей из-за плохого здоровья имеют ограничения в выборе профессии, у каждой четвертой девушки нарушена репродуктивная функция, треть юношей не годны для военной службы. В год регистрируется 18 миллионов случаев инфекционных заболеваний у детей.
Смертность достигла уровня потерь страны, пребывающей в состоянии войны (16,3 на 1000).
Русские вымирают не просто быстро, а катастрофически быстро. Из-за травматизма и отравлений смертность среди подростков за десять последних лет выросла в шесть раз у юношей и втрое – у девушек. «Если характер демографических процессов в России не изменится, то к середине XXI века население страны уменьшится вдвое, а через сто лет…» («Сегодня» 1998, № 237 «России осталось жить сто лет»). По официальным данным, в столице России русские составляют 85% коренного населения, в реальности этот показатель существенно ниже, поскольку в Москве живет без регистрации или с временной регистрацией еще несколько миллионов «приезжих», из которых лица не славянских национальностей составляют подавляющее большинство. Еще в 1989 г. численность русских в Москве превышала 7 миллионов 962 тысяч, однако, в настоящее время процентное соотношение быстро меняется в сторону представителей диаспор.
Молодежь. Культурный уровень молодежи Москвы по результатам социологических опросов характеризуется следующими показателями: 70% опрошенных не посещают никаких традиционных объектов культуры; 36% вообще не знают никаких мест культурного досуга молодежи, кроме дискотек; 84% не читали в течение последнего года художественной литературы; 95% не посещают выставочные залы.
Существующие социокультурные исследования позволяют сделать вывод о расслоении молодежи на множество «субкультур», которые характеризуются:
– развлекательной и коммуникативной направленностью;
– приоритетом потребительской ориентации над творческо-созидательной;
– переориентацией на идеал одинокого антисоциального героя, относящегося к окружающим с позиции грубой физической силы (88% молодежи воспринимает этот «идеал» как образец нормативного поведения и подражания);
– отсутствием этнокультурной самоидентификации;
– формированием агрессивных комплексов в поведении, склонностью к наркомании.
Одновременно происходит вытеснение ценностей мировой и национальной культуры, базирующихся на уважении к положительным качествам личности, гуманизме и принципах социальной справедливости.