В последнее время наметилась попытка либерального реванша, что выражено многими признаками. Это и консолидация сил на поле правой оппозиции, и формирование теневых кабинетов, и провокационные выступления в СМИ Белковского со статьями с характерным названием «Русская смерть…». Рядом аналитиков это расценивается как тотальная информационная атака на премьер-министра России Владимира Путина. Комментирует ситуацию эксперт Федор Пашин.
– С приходом к власти Владимира Путина проделана серьезная работа для того, чтобы страна отошла от края пропасти, к которому приблизилась во времена Бориса Ельцина. Тем не менее, несмотря на все усилия, за эти годы не произошло самого главного – к сожалению, либеральная природа власти в России не изменилась. Значит, не изменилась и сама власть. Либеральное окружение, которое верховодило во времена Ельцина, досталось и Путину. И какие усилия он бы не предпринимал, это окружение сегодня остается на месте. Более того, в первые годы его правления оно оказывало решающее влияние при принятии решений. Сегодня, когда произошел мировой кризис, мы видим глубину нашего внутреннего российского кризиса. С таким аппаратом и такой природой власти развернуть государство и общество, и спастись по-настоящему адекватно и эффективно невозможно.
Понимая эту ситуацию, и то, что Владимир Путин сделал многое для укрепления российской государственности (а этого не прощают никогда на Западе), эта агентура внешнего влияния принимает сегодня попытку вновь прорваться к ключевым позициям во власти. Ее задача – сохранить тот прозападный курс, который навязан стране с разрушением СССР.
Информационную атаку на Путина могли начать гораздо раньше. Но, во-первых, у него был слишком высокий рейтинг. Чтобы ни говорили, он пользуется колоссальной поддержкой, народ чует его фибрами души, что он все-таки свой в отличие от Ельцина и других политических лидеров.
Сейчас рейтинг Путина немного поколебался. «Хорошие» условия для этого – глобальный кризис, имеющий рукотворное происхождение. Думаю, не случайно он своим острием направляется на Россию и Евразию, потому что кризис призван решить глобальные геополитические проекты. В этих условиях Владимир Путин оказался на самом уязвимом месте (нашел «свое место в строю»). Ведь процесс таков, что социально-экономическое положение будет неизбежно ухудшаться, а исполнительная власть неотвратимо будет попадать под удар.
Поэтому одной из важнейшей задач является борьба с кризисом и стабилизация страны. России нужно не дать дестабилизировать общество, чего добиваются сторонники либерального реванша. В этом плане нужны эффективные меры. Надо серьезно посмотреть на программу самодостаточной мобилизационной экономики. Наш исторический опыт свидетельствует, что когда мы самодостаточны в экономике, то выживаем, поднимаемся и преодолеваем все кризисы, активно выходим на мировую арену.
Нам очень важно не потерять Путина, который является знаковым символом, который указывает на правильный путь. Чтобы ни говорили, Путин является такой фигурой, без которой власть в России будет полностью дестабилизирована и разгерметизирована. Роль Путина объективна.
Если идея либерального реванша реализуется, во власти появится Немцов, который рвется в мэры Сочи, появятся сторонники «Национального альянса», которые уже сформировали теневое правительство с известным списком с Явлинским, Каспаровым и прочей тусовкой. Значит, всем нам грозит возвращение в 91-й год.
Но если при потере Советского Союза мы ушли на позиции России, пусть и не полноценного государства без границ, то при потере России нам будет некуда уходить и негде собираться. Нам негде будет возрождать свой суверенитет и территориальную целостность. Это настолько опасный процесс, что вывод Путина из-под удара становится самой актуальной задачей ближайшего времени. Непонятно, почему так безынициативно действует «Единая Россия», которая казалось бы, является главным оружием Владимира Путина в деле укрепления власти.
– А как может действовать организация чиновников и лоббистов, собранных без национальной идеологии?
– Эта критическая ситуация показала, кто есть кто. Фактически премьер остается с проблемами один на один. Есть попытки растащить по разные стороны президента и премьер-министра.
Уязвимость главы правительства в том, что он не может уйти в отставку, потому что есть силы на Западе и в самой России, которые считают, что он должен находиться в Гааге. Не думаю, что сам Путин согласится по примеру Горбачева рекламировать презервативы и возглавлять фонд. Тем более ему этого могут не позволить. Это не та ситуация.
– С другой стороны, американские аналитики просчитали, что Россия с советским мышлением граждан, готовых терпеть трудности, понимая, что государство первично, менее уязвима от кризиса. В этом случае и Владимир Путин получает дополнительную оборону?
– Народ, действительно, имеет социокультурный, генетический опыт преодоления кризисов. Но менеджмент и чиновничий аппарат не сравним с прежними временами по своей эффективности. Он безволен, практически неэффективен. Там собраны корыстолюбцы, которые работают на себя. Эта лавина работает не на оздоровление государства и общества, а на их уничтожение.
Мы остаемся по-прежнему государством без полноценных границ, не интегрированным. На самом деле Россия выглядит как конфедерация. У нас нельзя просто заехать в Дагестан и Чечню, поруководить в Татарстане и Башкирии, Туве. В Дагестане попытались назначить из центра руководителя налоговой службы. Что из этого вышло?
Все гораздо сложнее. По моим оценкам, незарегистрированная ежегодная миграция в Россию достигает 20 млн. человек, когда по нашим улицам хотят объединенные стаи из разных стран, которые живут по своим законам и заняты добычей. Как может наше индивидуализированное и разрозненное общество в городах справляться с этими стаями? Кто думает об этом?
– Какие действия властей помогли бы избежать худшего сценария?
– Надо немедленно изменить тональность информационного пространства России. Телевидение, радио, печатные и интернет СМИ должны говорить на созидательном, консолидирующем, мобилизационном языке. Телевидение может быстро изменить духовный климат в обществе, но сегодня оно работает как тот врач, который ежедневно вкалывает дозу наркотика, парализуя волю и сознание нашего населения. Эту иглу нужно отключить – туда должны прийти другие люди.
Мы должны заговорить и заняться развитием реальной экономикой, отечественной промышленности. Хватит играть в эти фондовые рынки. Премьера народ воспринимает публично, а протокольный режим только ослабляет его позиции.
Плюс ко всему, из Москвы нужно вытаскивать федеральные функции, структуры и органы. Наконец, надо реанимировать проект Союзного государства. Ведь в случае форс-мажорных обстоятельств у нас нет даже основы для создания исторической России – триединства славянских народов, без чего нельзя удержать и большую Россию.
– Но Лукашенко заигрывает с Западом, просит кредиты у всех и т.д.
– Его надо понимать. Он действует как белорусский партизан. Внешние силы давят на него, а внутри на ключевых позициях – представители католического и польского меньшинства. Они окружили его, как условие сохранения его у власти. Лукашенко надо предложить то, с чем он согласиться – на равных с Медведевым претендовать на пост главы Союзного государства. Проигравший кандидат займет пост заместителя. 15-летний опыт Лукашенко в деле строительства государства бесценен. А Путин в это время уйдет на Союзный парламент, который будет составлен из двух ныне действующих. Тогда надо решить вопрос, что глава государства и исполнительной власти – одно лицо. Должна быть выстроена представительная вертикаль и горизонталь, чтобы более чистая белорусская элита вошла в российскую элиту, как новая кровь.
– Путин постоянно подчеркивает ментальную идентичность с Западом. О какой Гааге тогда можно вести речь?
– Представьте себе офицера спецслужбы, оказавшегося во враждебном окружении, которого поставили управлять. На каком языке он должен говорить с ними? Только на их. Если бы он заговорил на второй день на своем языке, то его уже не было в живых, или в лучшем случае на посту. Путь, который он прошел, и чего ему это стоило, знает только он. Путину не позавидуешь. Он связан со страной и народом, и общаться с людьми должен, минуя головы чиновничьей элиты. Тогда он снова выиграет в тяжелейшей ситуации
Ярослав Таманцев
http://www.segodnia.ru/index.php?pgid=2&partid=13&newsid=8129