Государственность и право славянских народов в условиях глобализации

  • Post category:Статьи

27-28 февраля 2009 «Ростовский государственный университет путей сообщения» в г. Ростове-на-Дону провел VI международную научно-практическую конференцию «государственность и право славянских народов в условиях глобализации».

Цель конференции – укрепление отношений между славянскими государствами в условиях глобализации.

В конференции приняли участие: доктора и кандидаты юридических, политических и философских наук: Ростовского университета путей сообщения: проректор по научной работе и информатизации А.Н. Гуда, директор МИПП В.М. Приходько, профессор, зав кафедрой «Теория государства и права» И.А. Иванников; Южного Федерального университета: декан юридического факультета С.М. Лях; Северо-Кавказской академии госслужбы: к.ф.н., доцент кафедры «Процессуальное право» С.А. Воронцов; государственный советник 2-го класса С.И. Попов, представители Пограничного управления ФСБ по Ростовской области, Южной Федеральной транспортной прокуратуры, Ростовской-на-Дону Епархии, общественных организаций, студенты.

На конференции поднимались и обсуждались актуальные темы по проблемам развития и укрепления отношений между славянскими государствами, такие как «Россия и славянские государства в 21 веке», «Глобализация и уголовное право» и другие.

Выступая с темой доклада «Россия и славянские государства в начале XXI века: проблема славянского союза» И.А. Иванников, доктор юридических наук, доктор политических наук, профессор сказал, что на рубеже ХХ–ХХI вв. экономические, политические и правовые системы славянских государств претерпели существенные изменения. В экономике социалистическая система хозяйствования заменена капиталистической, в политике реализовались принципы многопартийности, в праве были закреплены институты частной собственности и т. д. Произошли изменения и в сфере международных отношений. На планете установлен новый мировой порядок, навязанный США и НАТО, который уже повлек за собой утрату государственного суверенитета многими странами и негативные последствия для социально-экономической жизни многих народов. Значение славянских народов и государств в мире ослабло. В наше время стала актуальной идея основоположника типологии культурно-исторических типов народов и государств Н.Я. Данилевского об объединении славян с целью совместными усилиями противостоять стремлению объединенной Европы навязать свою культуру всем народам мира, в том числе и славянам. «Всеславянский союз имел бы своим результатом не всемирное владычество, а равный и справедливый раздел власти и влияния между теми народами или группами народов, которые в настоящем периоде всемирной истории могут считаться активными ее деятелями: Европой, Славянством и Америкой, которые сами находятся в различных возрастах развития». Н.Я. Данилевский в середине XIX в. четко осознал необходимость стратегического национального идеала для русского народа – создание славянского союза. Он считал Россию самым сильным из всех славянских государств, а потому она должна выполнить главную роль в решении славянской проблемы и создании славянской федерации. Россия, по Данилевскому, может быть сильным государством лишь при монархической форме правления, унитарной форме государственного устройства и господстве православной религии внутри государственных границ. Поскольку русские – это родовое понятие, включающее великороссов, малороссов и белороссов, то их объединение в рамках одного государства исключает федерализм. «Один и тот же народ, – отмечал он, – не может составлять федерации, если не удален от своих соседей труднопреодолимыми физическими препятствиями, как-то: обширными морями, высокими хребтами и т. д.». В противоположность учению М.А. Бакунина, полититечский идеал для славян, по Данилевскому, заключался в объединении всех славян в федерацию «от Адриатического моря до Тихого океана, от Ледовитого океана до Архипелага». В славянскую федерацию он включал и неславянские народы, которые имеют с ними одну длительную историческую судьбу. Также И.А.Иванников отметил, что в России главной задачей правительства является укрепление государства и унитаризация формы государственного устройства. Сами русские люди идейно разобщены. Но всех их может объединить не только любовь к России, но и чувство гордости ею. Поэтому необходимо возмущаться при появлении во властных структурах лиц, не имеющих чувства патриотизма, кто не любит и несправедливо критикует русскую власть, русскую армию. России нужны гетерогенные адаптированные к образу жизни ее народа правовая система и форма государств. Будет сильным Российское государство – будет и объединение славян вокруг России. К сожалению, современные идеи о путях возрождения России являются крайне запутанными и противоречивыми. Нет согласия в определении общей цели, в выборе того, что нужно возрождать, что строить и какими методами при этом руководствоваться.

Выступая перед собравшейся многочисленной аудиторией С.В. Передерий, ученый Пятигорского государственного лингвистического университета обратил внимание на то, что человеческое общество в процессе глобализации становится все более единым: каждый человек оказывается все глубже вовлечен и зависим от общемировых процессов. С другой стороны, как следствие, это порождает и глобальные конфликты, связанные с различиями этнических менталитетов. Сегодня очевидно, что унификация культур, внешней жизни не приводит к разрушению внутренней границы между «мы» и «они». В ходе глобализации в особенности усиливается религиозная и этническая самоидентификация человека. Общество, становясь идентичным, одновременно становится все более раздробленным.

В этих условиях обеспечение мирного и бесконфликтного сосуществования представителей различных национальностей является приоритетной задачей современного мирового сообщества и отдельных государств, в том числе и России. От проводимой властными структурами политики к традициям, обычаям различных этнических сообществ зависит достижение компромисса между интересами большинства и меньшинства, бесконфликтная интеграция каждого в единое политическое и правовое пространство.

В связи с этим полагаем необходимым и важным посмотреть, а что, собственно говоря, представляет сегодня из себя так называемое большинство в современной России, т.е. русский народ, составляющий, как известно, 82% населения страны и являющийся государствообразующим. Каково его положение в нашем общем доме, называемом Р.Ф., и как к нему относятся во властных эшелонах? И здесь можно ответить одним словом – да никак, можно сказать, что отношение как к чему-то несуществующему. Постоянное замалчивание «русского вопроса», неупотребление самого слова «русский» первыми лицами страны начинает все больше и больше беспокоить представителей общественности. К сожалению, это является продолжением предыдущей линии властных структур на «обезличивание» русского народа, конструирование в отношении его разного рода мифов. Так например, в сталинский период идеологами ВКП (б) пропагандировался миф о русском народе как «старшем брате» в братской семье советских народов. В постсоветский период либерально-демократические СМИ выхолостили истинное содержание этого мифа и трансформировали его «с точностью до наоборот». В сталинский и постсталинский периоды этот миф служил идеологическим подспорьем для перекладывания на русских, как на «старшего брата» (соответственно, на РСФСР в Союзе ССР) всех основных общегосударственных тягот. Постсоветская пропаганда вывернула эту печальную реальность на изнанку и стала утверждать об «угнетении» русскими в СССР нерусских народов с требованиями для последних разнообразных «компенсаций».

Между тем, в составе РСФСР после Великой Отечественной войны колхозное крестьянство в русских регионах платило наиболее тяжелый сельхозналог в сумме в 3-5 раз больше, чем, например, в Якутской и Тувинской автономных республиках или в Узбекской ССР. И это при том, что по русским регионам в европейской части СССР огненным смерчем прошла война, в то время как территории названных республик война миновала.

Из вышесказанного следует, что правящие элиты СССР – РФ выпестовали и вырастили, с одной стороны, привычку к национально-экономическому паразитизму в отношении русского народа со стороны ряда других народов РСФСР и СССР. Это наглядно проявляется и в настоящее время, поскольку уже вошло в их этнические стереотипы и наблюдается на бытовом уровне. С другой стороны, русский народ подвергался и подвергается со стороны государства и правящих элит в национально-территориальных субъектах федерации (в республиках РСФСР и РФ) и Союза ССР этносоциальной эксплуотации.

Число разнообразных примеров во всех областях жизни так велико, что нет возможности их даже перечислить. Но из них со всей очевидностью следует вывод, что русский этнос в настоящее время ослаблен до предела, и в этом не малую роль сыграла политика двойных стандартов со стороны государства на протяжении всего советского и постсоветского периодов. Ослабление и истощение русских как народа, всех его ресурсов (духовно-нравственных, экономических, культурных, демографических и т.д. и т.п.) настолько очевидно, наглядно и лежит на поверхности, что не требует специальных доказательств. Русские сегодня находятся, по существу, в состоянии многолетней прогрессирующей деградации. С точки зрения этнологии, русские как этнос проходит в настоящее время фазу надлома и поэтому крайне уязвимы, а их этническое будущее вообще проблематично.

Советский социализм с его всеобщей государственной собственностью, диктатом одной партии и уравнительным принципом распределения потерпел крах, сокрушив при этом государство. Но форсированная капитализация страны, попытки либеральных преобразований по западным стандартам также оказались непригодными для России и, более того, раскрутили маховик уничтожения русского народа как государствообразующего. Сегодня Россия стремительно вымирает, каждый день в России умирают две деревни. На 1 января 2008 г. население страны, по данным Росстата, составило 142008838 человек. На конец июля 2008 г. -141888000 человек. За семь месяцев умерли более 120 тыс. россиян, наибольшие показатели смертности – в регионах проживания русского населения. К 2050 г. население РФ может уменьшиться до 100 млн. человек (это прогноз ООН). Прогноз Института социально-политических исследований РАН – 83 млн. человек. Первый заместитель председателя Комитета ГД по охране здоровья Н. Герасименко считает, что если не принимать никаких мер, то в 2010 г. Россия превратится в страну вдов.

За последние несколько лет смертность в России увеличилась на 20%, остается низкой рождаемость. Средняя продолжительность жизни российских мужчин – 58 лет и 8 месяцев, а женщин – 72 года. За минувшие 13 лет с карты страны полностью исчезли 290 городов и 11 тыс. сел. 13 тыс. российских деревень остались без жителей.

Что тому виной? Проводимая властными структурами социальная политика, когда стали нормой алкоголизм, наркотики, ДТП, стрессовые ситуации, аборты, генетические заболевания, поддельные лекарства.

Страна действительно находится на пороге гуманитарной катастрофы. Далее С.В.Передерий подчеркнул, что в этих условиях гражданским долгом российских обществоведов является акцентирование внимания общественности и властных структур на пагубности подобного развития событий. Но, к сожалению, мы сталкиваемся с тем, что некоторые известные специалисты, напротив, вводят общество в заблуждение, выдвигая нелепые теоретические конструкции. И здесь в качестве примера можно назвать позицию В.А.Тишкова, члена-корреспондента РАН, директора Института этнологии и антропологии РАН, члена Общественной палаты Р.Ф., выраженную во многих его трудах, в том числе и в редактируемом им сборнике «Северный Кавказ в национальной стратегии России. В качестве основополагающего тезиса В.А. Тишков развивает идею о формировании в российском обществе общероссийской идентичности и значимости этого феномена. Саму по себе постановку задачи формирования общероссийской идентичности как пути снижения межнациональных и межэтнических противоречий казалось бы можно было только приветствовать. Но в дальнейших рассуждениях автора не видно конкретных политических механизмов претворения этой идеи в жизнь. Может быть он предлагает в качестве таковых упразднение национально-государственных образований, которые стоят на пути формирования общероссийской идентичности? Нет, нигде в его работах эта проблема даже не затрагивается. А ведь без этого все рассуждения о формировании общероссийской идентичности являются не более чем политической маниловщиной. Призывы В.А. Тишкова к формированию общероссийской идентичности по сути дела сводятся к предложению только русским отказаться от своей идентичности и значиться просто россиянами. Заметим, что это предлагается только русским, а не татарам или, допустим, чеченцам. Понятно, как бы они отреагировали на подобное предложение.

Вся беда в том, что все рассуждения В.А. Тишкова вступают в противоречие с реальными политическими событиями, когда сегодня происходит буквально взрыв этнического самосознания. За примерами далеко ходить не надо. Так, в мае 2008 г. в Иерусалиме прошло масштабное заседание генеральной ассамблеи Всемирного Конгресса русскоязычного еврейства (ВКРЕ), где почему-то не было призывов к проживающим в России евреям отказаться от своей идентичности и стать просто россиянами.

Так к чему призывает В.А. Тишков русский народ и, говоря о стратегии России на Северном Кавказе, народы этого региона? Чем это может обернуться в конечном счете для российской государственности?

Отсутствие самоопределения русского народа в своих национальных целях по праву можно отнести к одной из наиболее болезненных проблем современной России и в ряде публикаций обоснованно обращается на это внимание. И это проблема не только русского народа, но и главный раздражитель для других народов России. Действительно, когда ведущий не знает, куда он идет, начинается самоопределение ведомого в своих целях и задачах, что в конечном счете и содержит угрозу самому государству, объединяющему эти народы.

Если обратиться к многовековой истории российского государства, то нельзя не видеть, что успешность ее развития в прошлом во многом была обусловлена тем, что Россия всегда позиционировала себя как государство русского народа. Именно отход от этого обернулся в XX веке национальной катастрофой. Вот почему представляется важной необходимость более четкого определения как в общественном сознании, так и законодательно роли русского народа как государствообразующей нации страны, которая несет ответственность как за единство и целостность страны, так и за ее будущее. По окончании конференции и после обсуждения было принято обращение и резолюция.

Подготовил политолог Дмитрий Савельев, г. Ростов-на-Дону.

Материал для сайта СРН подготовил Член Североосетинского отделения СОБОРА РУССКОГО НАРОДА

Владимир Писаренко