Необходимость самостоятельного государственного органа по контролю за пищевой безопасностью.
А. В. Гордеев с приходом в Минсельхозпрод добился исключения из названия министерства слово продовольствие. Пришел в министерство с ученой степенью канд. тех. наук, а оставил – в звании Академика РАСХН.
Сейчас в стране нет ни ведомства, ни должностного лица, отвечающего за продовольственную безопасность.
Значит – несет ответственность – Президент.
В настоящее время подготовлена к принятию «Доктрина продовольственной безопасности»
В период кризиса необходим Закон о продовольственной безопасности – Закон прямого действия, а не подзаконные акты к доктрине, на разработку и принятие которых потребуется намного больше времени, чем будет продолжаться кризис.
Надеясь развить инициативу товаропроизводителей, государство предоставило им право разрабатывать и утверждать технические условия на продукцию. Это дало положительный эффект в части расширения ассортимента и внешнего оформления продовольственных товаров. Однако во многих случаях были снижены требования к технологии производства, а иногда и к основным показателям качества выпускаемой продукции.
Действующая в стране системе качества продуктов, государственных стандартов не уделяла должного внимания контролю за предотвращением фальсификации продуктов питания, поскольку это явление не было характерно для государственных предприятий. Фальсифицируют практически все пищевые продукты, в том числе и импортного производства: алкогольные напитки, соки, кофе (особенно растворимый), масложировые продукты, кондитерские и хлебобулочные изделия.
Закон «О техническом регулировании», принятый в 2003 году, содержит ранее не используемую в России базовую правовую норму, – «Технический регламент», обязывающую изготовителей продуктов питания обеспечить их безопасность, и нацелен на упорядочение одной из важнейших административных функций государства по регулированию хозяйственных отношений – обеспечения безопасности продукции для потребителей и впервые создаются основы единой политики государства и предпринимательского сообщества в области стандартизации, призванной содействовать повышению конкурентоспособности отечественной продукции.
Все обязательные требования к продукции, процессам ее производства и деятельности предприятий теперь устанавливаются техническими регламентами, которые принимаются на уровне федеральных законов, постановлений правительства.
Таким образом, должны быть утверждены основы государственной политики в области здорового питания населения с учетом изменений социально-экономической ситуации, демографического состава и появления новых научных представлений о здоровом питании.
За более чем 5-ти летний период по продуктам питания принято только три технических регламента (на масложировую, соковую продукцию из фруктов и овощей и на молоко и молочную продукцию).
Но у нас при этом получилось «как всегда». Мы с регламентом на молочные продукты решили быть впереди планеты всей. Для определения различия между молоком и молочным напитком необходим гостовский метод. Заимствовать такой метод в мире невозможно, ввиду отсутствия такового, а для разработки отечественного нужны не только средства, но и время. Зачем нужно было принимать такой регламент, никто вразумительно ответить не может. Амбиции одной из сторон взяли верх.
Этот вопрос наверняка отрегулирует рынок и явно не в пользу потребителя. А у нарушителей «Технического регламента на молоко и молочную продукцию» надзорные органы должны отбирать лицензию на производство и накладывать арест на продукцию. Изготовитель продукции нанесет информацию на упаковку, которую проверить невозможно. Будет ли этот продукт качественнее – остается вопросом, но цена повысится наверняка.
Этим же законом ответственность за качество и безопасность продовольственных товаров полностью находится «на совести» изготовителя
Частные 59,9 тыс. предприятий в условиях капиталистических рыночных отношений видят и работают только за прибыли. А не «за совесть»!
Тут стоит вспомнить, что еще в 1993 г. из Министерства сельского хозяйства и продовольствии России был выделен и образован Государственный комитет Российской Федерации по пищевой и перерабатывающей промышленности с численностью 340 чел. Комитет просуществовал один год и вошел в состав Министерства сельского хозяйства и продовольствия на правах Департамента пищевой и перерабатывающей промышленности и Управление детского и диетического питания. Рыбное хозяйство возглавлялось Государственным комитетом по рыболовству.
Самостоятельный орган государственного управления отраслями 3-й сферы в настоящее время отсутствует, они возложены на Департамент пищевой перерабатывающей промышленности и качества продукции Министерства сельского хозяйства России. При очередной реорганизации из названия министерства исчезло слово «продовольствие».
Ранее эти функции были возложены:
– в 1991 г. на Комитет пищевой и перерабатывающей промышленности при Министерстве сельского хозяйства РСФСР;
– в 1993 г. на Государственный комитет Российской Федерации по пищевой и перерабатывающей промышленности (340 чел.);
– в 1994 г. – на Департамент пищевой и перерабатывающей промышленности (200 чел.) и Управление детского и диетического питания (28 чел.) Министерства сельского хозяйства и продовольствия;
– в 1998 г. – на Департамент пищевой, перерабатывающей промышленности и детского питания (150 чел.) Министерства сельского хозяйства и продовольствия;
– в 2000 г.- на Департамент пищевой, перерабатывающей промышленности и детского питания (106 чел.) Министерства сельского хозяйства;
– в 2004 г. – на Министерство сельского хозяйство (10 чел.) и Управление пищевой и перерабатывающей промышленности Федерального агентства по сельскому хозяйству ( 22 чел. из которых 15 чел. на вопросы алкогольной промышленности).
Государственный Комитет по рыбному хозяйству РФ преобразован в Федеральное Агентство по рыбному хозяйству Министерства сельского хозяйства.
– в 2006 г. на Департамент пищевой перерабатывающей промышленности и качества продукции (35 чел. в 4 отделах) Министерства сельского хозяйства.
Федеральное Агентство по рыбному хозяйству Министерства сельского хозяйства преобразовано в Государственный Комитет по рыбному хозяйству РФ
Все это наглядно подтверждает целесообразность создания самостоятельного государственного органа, занимающегося регулированием производства и закупок сырья и продовольствия, подготовкой научно обоснованной программы в обеспечении продовольственной безопасности страны, быть центром разработки стратегии продовольственного обеспечения на основе глубокого анализа условий и результатов деятельности отраслей, ситуации в продовольственном хозяйстве России и на мировом рынке.
Валерий СЕРГЕЕВ, член-корреспондент
Академии сельскохозяйственных наук РФ