Встреча с министром Республики Северная Осетия-Алания по национальной политике и внешним связям А.К. Багиевым.
Наши сограждане, вероятно , помнят одну блестящую мысль, высказанную советским писателем Чингизом Айтматовым: «Народ без исторической памяти подобен стаду, которое способен гнать любой погонщик в любом направлении». И если экономика социума может быть величиной переменчивой, то культура — та доминанта, которая определяет наличие самого народа как объекта истории в пространстве времени. Для всякого агрессора был важен не только захват территории. Стояла не менее важная задача — в корне изменить его культурный и цивилизационный код.
На состоявшемся в начале июля в Махачкале Форуме казачества Северного Кавказа выступающими был отмечен ряд проблем, связанных с утратой терским казачеством вследствие катаклизмов ХХ века огромного количества культурно-исторических объектов: храмов, монастырей, исторических кладбищ с захоронениями титулованных лиц, а также архивного наследия ТКВ. Эти обстоятельства и послужили причиной встречи нового министра Миннаца Багиева с представителем казачьего культурного центра республики Храбрых В.К. и межрегиональным координатором ООО «Собор русского народа» Пархоменко В.С..
Повод для встречи с новым министром более чем актуален: в республике наметилась негативная тенденция в возрождении и развитии казачьих общин, а также стала очевидной определённая стагнация в осмыслении культурно-исторического наследия терцев. Последнее обстоятельство немаловажно, так как новый министр возглавляет и республиканский филиал Российского военно-исторического общества. Сегодня, когда региональные элиты довели до критического состояния некогда процветающие республики, своевременен Указ Президента РФ «О сохранении традиционных российских духовно-нравственных ценностей» и неоднократно прозвучавшие призывы о необходимости сохранения единого культурного пространства, необходимости противостоять внешнему влиянию.
С новым министром состоялось обсуждение давно назревших проблем. Это, прежде всего, установка Мемориала полных Георгиевских кавалеров в районе храма Иоанна-воина. Проблема эта тянется едва ли не с самого начала «возрождения казачества». Труд целого коллектива создателей проекта, в том числе исследования известного российского военного историка Ф.С. Киреева, до сих пор не воплощён в культурный объект. Если 20 лет назад были причины чисто бюрократические, то сегодня они финансовые.
Вторым вопросом обсуждения стала проблема узаконения территории, находящейся в Беслане под Курганом Памяти. Проблемой, желательной для разрешения, является систематизация также той части республиканского архива, которая отражает историческое становление казачества на Тереке и касается не только культурного наследия, но также воинского служения терцев — роли в становлении российской государственности в регионе. Сегодня лишь немногим известно, каким колоссальным был объём утраченного.
Не один год культурный центр терского казачества не может решить проблему установки на месте захоронения мемориальной доски атаману ТКВ, участнику Первой мировой войны, депутату первой Госдумы М. Караулову.
Остаётся нерешённой и проблема, которая не делает чести не только казакам-терцам, но и патриотической общественности во Владикавказе — восстановление утраченного в эпоху исторического нигилизма памятника герою Архипу Осипову. Здесь уместны слова Президента РФ о необходимости оказывать противодействие внешнему влиянию. В ходе беседы была выражена просьба оказать профессиональную помощь в создании экспозиции Музея терского казачества.
В ходе беседы с новым министром было выражено обоюдное желание положительного решения затронутых проблем, многие из которых, действительно, имеют многолетний характер.
Владимир Пархоменко