Господа-законодатели, очень завидующие тем из своих коллег, кто купил себе депутатские мандаты на доходы от производства водки, не придумали ничего умнее, как в порядке «отклика» на президентскую инициативу предложить ограничение торговли алкоголем.
Депутаты, конечно же, в курсе, что страна, не загрузив свои вино-водочные мощности и на пятьдесят процентов, тупо ввозит жидкости, которые прекрасно могла бы производить сама и в свободное от работы время потребляет в первую очередь самогон.
Ни на что другое у простых людей нет денег.
А правильно приготовленный самогон полезней водки. Ибо организму человека противопоказано все химически-чистое.
В том числе и «чистый рынок».
Самогон быстрее дает почувствовать, что “жить стало весело, жить стало интересно”. И с его хранением нет той возни, что с качественными винами. Ведь от вибрации и звуковых волн вино “устает”. преждевременно стареет, как и при резких колебаниях температуры. Оно боится резкого света, посторонних запахов, с трудом переносит попытки придать бутылке неестественное для ее “тела” положение, заболевает от соседства бытовых электроприборов и даже компрессора холодильника и предпочитает, чтобы без особой нужды бутылку не перекладывали бы с места на место.
В марте Медведев нанес визит в Испанию, поставляющую в Россию самое большое количество качественного вина. Король потчевал нашего президента тем, что сам больше всего любит.
У гостей была хорошая возможность задуматься над тем, что получение удовольствия от еды, вина и их сочетания возможно лишь при соблюдении определенного порядка в чередовании и подборе еды и питья.
Но, увы, не так уж много у нас эстетов, приученных, что к столу скликает «Вдова Клико», что после гусиного паштета подадут непременно клубнику с перцем. Заказать капучино после обеда – верный способ испортить впечатление от трудов повара и чуть – ли не оскорбить его
На проходящем в Москве каждую весну театральном фестивале «Золотая маска» как обычно пили вино от баронессы де Ротшильд «Мутон Кадет». Но на масштабной дегустации итальянских вин в Новом Манеже рядом с Государственной Думой – было пустовато. И уже мало кто помнит: отсутствие кредитов Международного валютного фонда при премьере Примакове объяснялось тем, что в отличие от Черномырдина, поившего босса МВФ Мишеля Камдессю красным “Шато Марго”, академик травмировал хлипкого француза ядреной “зубровкой”…
А выборы в регионах и муниципальных образованиях неумолимо надвигаются. И пообещать избирателям нечего, кроме ограничения часов торговли спиртным. Может быть, хоть женщины прослезятся от умиления и притащат мужей проголосовать за тебя.
Никого не посетила мысль хотя бы позаимствовать у поляков традицию в день перед выборами на территории избирательного округа не продавать никому спиртного и не подавать даже рюмку в питейных заведениях. Проголосуй на трезвую голову – а уж после, коль невмоготу, напивайся хоть до поросячьего визга!
Как известно, Зимний Дворец в октябре 1917 года привлек внимание бунтовщиков вовсе не тем, что в нем пряталось временное правительство, а уникальной коллекцией вин династии Романовых.
То, что не влили в себя солдаты и матросы в исторический день – потом допивали господа-комиссары.
И хоть с 1917 по 1985 год (год воцарения в Кремле «минерального секретаря»!) народ особыми изысками не баловали – такого омерзительного пойла, какое сегодня безнаказанно продается по всей стране, невозможно было представить себе и в страшном сне.
Лет десять назад один из величайших математиков планеты академик Владимир АРНОЛЬД делал доклад на научно-практическом аналитическом семинаре, организованном Администрацией Президента России. На примере простейших моделей «перестройки» он пытался объяснить, почему непрерывное движение в сторону лучшего состояния обычно приводит к ухудшению.
Но президента московского математического общества то ли не поняли, то ли не захотели понять.
Средний чиновник глубоко убежден, что яблоки легче собирать, срубив яблоню.
За 1992-2006 годы правительство пятьдесят раз то повышало, то понижало акцизные сборы на алкоголь. В результате падение доходов бюджета от производства алкогольной продукции с 11 до 2 процентов, колоссальный рост «неучтенного» пойла, произведенного на легально действующих предприятиях во время «сверхурочной» работы, рост лжеэкспорта, сокрытие реальных производственных мощностей. Установление дифференцированной ставки акциза на этиловый спирт из пищевого и непищевого сырья побуждала теневых производителей использовать для изготовления водки более дешевый технический спирт.
В результате число смертей от отравления алкоголем растет из года в год. В прошлом году только от случайных отравлений алкоголем погибло более 20 тысяч человек.
“Белые головки” из ныне вымершего Политбюро ЦК КПСС, в среднем были умней и профессиональней нынешней министерской молодежи. Не раздражали обывателя тем, что могут запросто пить диковинные жидкости, народу и не снившиеся!
И при них было чем закусить.
Доперестроечный россиянин поглощал в год 19 килограммов шоколада. А сегодня- ему перепадает от силы шесть кило “шоколадной продукции” в год!
И чаще всего это фальсификат с «шоколадным вкусом».
Из состава промышленно-развитых стран мы вылетели, как пробка из бутылки.
Кудрин чистосердечно признался: несмотря на внешний долг, значительно превышающий долг десятилетней давности, будем снова занимать, где только дадут.
Цены неумолимо растут на все-все-все.
И нам остается лишь “политически верно” воспринимать руководящие инициативы, вздыхая, как бывало “при Советах” – “Жизнь не меняется! Как я раньше пил за 4-12 бутылка, так и теперь пью за 4-12!…” (только до очередных “реформ” он пил коньяк, а теперь водку!”)
Виноделие в России по сути так и не оправилось после чудовищного разгрома в начале «перестройки». Площадь виноградников и выпуск более-менее пристойных вин сократились в три раза. Сегодня Россия с ее 5 литрами в год на душу населения потребляет вина едва ли не меньше всех в Европе.
И «вина» чаще всего отвратительного.
Освободившееся пространство на рынке заняло море низкокачественной водки, помогающей обывателю мириться с безысходностью нашего бытия.
Когда виноделие у нас в стране заторопились «реанимировать» – резко снизили требования к качеству винограда. А уж технологическая дисциплина рухнула как бы сама собой! Торопясь быстрее заработать большие деньги, новоявленные капиталисты занялись масштабной фальсификацией вин. В чем особенно преуспели грузины, выбросив на российский рынок столько «коллекционных» вин, что всего винограда, выращенного за многовековую историю Грузии не хватило бы для содержимого бутылок, заполонивших прилавки.
Вместо того, чтобы заставить фальсификаторов соблюдать хоть минимальные приличия – им позволили окончательно обнаглеть.
ГОСТ 51157 отменил обязательную натуральность винной основы и основной показатель качества – массовую концентрацию используемого экстракта. Разрешил использовать ароматизаторы и вкусо-ароматические добавки.
«Вино» начали делать из любых отбросов, в погоне за прибылью разбавляя и без того мерзейшее пойло.
В Россию начали массово завозить отходы виноделия со всей Европы.
Производители «пробили» себе разрешение изготавливать для внутреннего потребления «винные напитки» путем сбраживания импортных концентратов – виноградного и даже яблочного.
Свои яблоки отправляем на свалку. Хотя кальвадос (яблочную водку) или сидр в Ставрополе или Краснодаре могут изготовить не хуже, чем в Нормандии.
А за валюту покупаем то, что другие употреблять не рискуют.
(Точно так же летом мы не знаем, куда девать собственное молоко, а зимой покупаем сухое молоко за бугром!)
ГОСТ 51157 отменен с 1 января 2004 года. Но многие производители делают вид, что его «еще не прочитали». Ну как же отказаться от привычной рентабельности зашкаливающей за 500 процентов?!
В период «всенародной борьбы с пьянством» уничтожили все плодово-ягодное виноделие, которое сегодня не дает и десятой доли того уровня производства, что было в 1984 году.
С открытием границы для импортных отбросов контроль за качеством вина окончательно рухнул.
Сегодня борьбу с жутчайшей алкоголизацией всех слоев общества (будем все же надеяться, что хоть общество у нас есть!) приходится начинать едва ли не с нуля.
Для начала хорошо бы провести ревизию тех 22 с лишним тысяч наименований спиртного, что сегодня выпускаются в нашей стране и оставить наряду со старыми знаменитыми на весь мир марками вин и водок лишь то из «новинок», что действительно заслуживает уважения.
И, конечно же, должна быть восстановлена полная государственная монополия, гарантирующая государству достойные его доходы, а потребителю – приятные воспоминания.
«Реформаторы» непонятно с чего вдруг решили, что они умнее графа Витте, при премьерстве которого Россия за счет винной госмонополии богатела пугающими для ее соперников темпами, а рубль был золотым.
В январе 1992 года они заменили акцизами (косвенными налогами, включенными в цену товара и оплачиваемым и покупателем) прежний налог с оборота. И казна мгновенно опустела. А на алкогольном рынке воцарилась махновщина.
Затем они придумали оптовые акцизные склады.
Что вовсе не улучшило собираемость налогов, а только значительно усложнило систему контроля, привело к увеличению численности контролирующих органов, усилило коррупцию Продажа водочной продукции с акцизного склада на акцизный склад без уплаты налога создала благоприятные условия криминальным структурам для хищения средств, предназначенных к перечислению в бюджеты всех уровней.
Ну как тут «бежать от водки», если производство высококачественных марочных вин уже пятнадцать лет неуклонно снижается из-за невозможности их реализации по достойным ценам, отсутствия оборотных средств у производителей, сокращения сырьевой базы?!.
Как можно развивать производство высококачественных вин и коньяков из-за преобладания фальсифицированного и нелегального пойла.?! Его производители диктуют цены и легко не сдадутся. Они будут всеми силами (и колоссальными денежными ресурсами!) сопротивляться любому законодательному регулированию дикого поля, в которое они превратили производство винограда и винодельческой продукции.
Введенная в 1996 году Государственная регистрация винодельческой продукции никак не мешает появлению на рынке самопального «Мартини», произведенного в Рязани или Твери и коньяка «Наполеон», сделанного в Подольске.
Трагично, что в России все еще отсутствует классификация вин по категориям качества. И потому нет ценовых различий между качественными и ординарными винами, методов идентификации виноградных вин и коньяков по происхождению. Единственным критерием (согласно действующим стандартам), характеризующим возраст и происхождение вин и коньяков, является их органолептическая оценка.
За время «борьбы с пьянством» и в погоне за быстрой большой прибылью растеряли старые кадры профессионалов-дегустаторов (сверхчувствительные языки которых на Западе страхуют на десятки миллионов долларов!), а смены им не вырастили.
Сегодня в инспекциях, контролирующих качество алкогольной продукции при отсутствии в образцах отклонений от стандартов по физико-химическим показателям продукция сертифицируется как соответствующая ГОСТу.
Но еще уцелевшие профессионалы, которым за Державу обидно, в 2000 году разработали проект стандарта для коньячных спиртов и коньяков.
Если он когда-нибудь станет нормативным документом – для определения подлинности коньяка или вина, их происхождения, возраста, качества и ограничения диапазона фальсификаций в технологические инструкции станут, наконец, включать информацию о месте происхождения вина.
С указанием кто произвел сырье и готовый продукт, указанием сорта винограда, площади виноградника, года урожая, а также весь спектр физико-химических и органолептических показателей для конкретной марки вина или коньяка, которые могут защитить их от фальсификации.
Еще 24 августа 2002 года принято постановление Правительства Российской Федерации № 658 о присоединении к Соглашению об учреждении Международной организации винограда и вина.
Но мы пока лишь мечтаем и о нормальном законодательстве, регламентирующем производство винограда и вина, и о координации работы отрасли на федеральном и региональном уровнях.
Появление Закона «О винограде и вине» жизненно важно для России.
Наличие логичного понятного всем закона еще и мобилизует общественное мнение.
Когда в середине 50-х годов тогдашний премьер Франции Мендес-Франс пробовал учудить то, что у нас в стране в 1985м сотворил Горбачев – случился правительственный кризис и ретивый премьер навсегда «выпал из политики».
Но начинать надо с введения в обиход понятия «вина, контролируемого по происхождению» Во всем цивилизованном мире это понятие поддерживается законодательной базой и конкретных стран и общемировыми регламентами.
В России даже после всех чудовищных социально-экономических потрясений прошлого столетия все еще сохранилось немало уникальных мест для производства вин и коньяков с уважаемой «родословной».
Но покупая запакованную бутылку, мы сегодня не имеем никаких гарантий, что виноград был выращен и переработан в границах указанной на этикетке территории, и что исходным продуктом «вина» действительно был виноград. А те, кто нагло лепят этикетки с уважаемыми брендами на емкости с «левым» пойлом – формально не нарушают закона.
Потому, что «Закона о вине» в России нет!
(А вот французы изловчились даже в Версальское мирное соглашение, закончившее Первую мировую войну, вписать 275 статью, обязывающую немцев не подделывать французские защищенные по происхождению напитки и продукты!)
Но даже если наш уважаемый президент Медведев сможет мобилизовать правоведов страны на создание долгожданного документа и сможет преодолеть сопротивление «вино-водочного лобби» в Федеральном собрании – нет никакой гарантии, что не включится жуткий маховик чиновничьего саботажа. Президент словно матерый винодел вынужден заниматься «ассамбляжем» – перемешиванием чиновников и депутатов, чтобы получить работоспособную «смесь», с которой возможен хоть какой-нибудь прогресс. (Кстати, Евросоюз разрешает смешивать красные и белые вина для получения розового, в плохой урожай, улучшая неудавшиеся сорта более удавшимися!)
Трудно президенту. И очень велика опасность в момент нервного срыва последовать примеру своих знаменитых предшественников.
В конце 16-го столетия протестантский пастор Одерборн выпустил в Польше книгу о Москве, повествуя, как Иван Грозный отреагировал на просьбу митрополита пресечь беспредел иностранных торговцев из Немецкой слободы, спаивающих народ.
В час обеда слобода была занята воинами, одетыми в черное. Во главе их был царь с сыновьями и представителями знати.
Совершенно голые мужчины, женщины и дети бегали на сильном морозе, ища себе крова. Их преследовали и били кнутами без жалости.
Хотя согласно письменному свидетельству некоего Боха из Любека, посетившего Москву одновременно с Одерборном, приказ был только грабить, но не бить.
Француз Маржерет, тоже описавший случившееся, сообщал лишь о грабеже в немецких домах, (обитатели коих были в зимнюю стужу раздеты догола, а некоторые дамы изнасилованы) и не думал сочувствовать пострадавшим: «Они не могли обвинять никого, кроме самих себя. Их поведение было так гордо, манеры так надменны, одежда так нарядна, что их всех можно было принять за принцев и принцесс».
Пламенный борец за единую Россию ( единую без кавычек!) командующий Добровольческой армией Антон Иванович Деникин, узнав о том, чем нынче спаивают народ российский, и как низко пало качество русских вин и водки, как опошлили все то, чем веками гордилась русская кухня – тут же перепорол бы все чиновничество без различия пола и возраста.
Через несколько дней после экстренного совещания у президента Медведева по проблеме массового алкоголизма Росстат сообщил о 10процентном (всего за месяц!) росте производства водки. Понятное дело, взрослые дельцы не могут вдруг резко измениться, словно курс доллара или евро.
Но провоцировать президента на крайние меры как минимум глупо!
«Без комментариев»
Доктор технических наук,
профессор, член-корреспондент
Российской академии сельскохозяйственных наук
Валерий СЕРГЕЕВ