Воспоминания о поездке в Москву в 2011 г.
Иркутянин Александр Александрович Попов в Великую Отечественную войну пешком прошёл с боями Польшу, Австрию до самого Берлина и, расписавшись на Рейхстаге, не успокоился и напоследок в составе морской пехоты «всыпал» японцам в Порт-Артуре, завершив свой героический вклад в Победу над врагами нашей Родины.
Разведчик, десантник и морской пехотинец Попов во время войны получил 22 осколочных ранения в тело и ещё в голову (спасла каска), руку и ногу, получив инвалидность.
Наград Александр Александрович получил столько, что его пиджак можно было сравнить по весу чуть ли не с доспехами Ильи Муромца, а свой боевой дух он не утратил и поныне, несмотря на свой возраст — 84 года.
Всю жизнь ветеран мечтал побывать хотя бы один раз на Параде Победы на Красной площади в Москве, и вот, казалось бы, случай представился – по информации, размещённой в Интернете, правительство Российской Федерации и руководство Москвы разработали программу проведения праздничных мероприятий, посвящённых Дню Великой Победы.
Согласно «обещанному», ветеранам войны гарантировался бесплатный проезд, пролет в Москву, бесплатный проезд с сопровождающими на всём общественном транспорте столицы. Были обещаны также и бесплатные посещения музеев, праздничных концертов и даже обеды. Одно было странным, что не было никакой информации о запланированных праздничных мероприятиях для приезжих в Москву ветеранов, и это настораживало.
В иркутском аэропорту Александра Александровича и меня как сопровождающего проводили достойно и с почестями. По прилёту в аэропорт Внуково нас постигло разочарование – москвичи встретили, сопроводили в здание аэровокзала до пункта, где нам уполномоченная на это женщина выдала проездные документы, но в дальнейшем мы должны были сами определяться по обстановке, поскольку никто из встречающих ничего о праздничных мероприятиях не знал. Нам начал помогать разобраться в ситуации полицейский Сергей, у которого на войне погиб дедушка.
Сначала он привёл нас к офису «приёмного пункта для ветеранов войны», но там никого из московских представителей не оказалось. Однако в соседнем офисе какой-то фирмы нам предоставили телефон и помогли связаться с Московским домом ветеранов, но, к сожалению, и там никто ничего не знал о планах праздничных мероприятий по Москве, а единственное, что нам было предложено – это размещение бесплатно на три дня в гостиницу. Места там были, поскольку, вероятно, приезжих ветеранов почти и не было.
В аэропорту мы не встретили ни одного ветерана войны, а несколько таксистов шли за нами, предлагая бесплатно доставить в любую точку Москвы, чем мы охотно и воспользовались.
Мы остановились на квартире у друзей и оттуда стали сразу же звонить в различные организации ветеранов Москвы, в том числе в Московский дом ветеранов и Департамент соцзащиты Москвы с целью узнать, как попасть на парад на Красной площади и на какие-либо праздничные мероприятия, но, к великому сожалению, никто из отвечающих не знал ничего. Одно нам дали только понять, что на Красную площадь можно попасть лишь по специальным приглашениям Президента Дмитрия Медведева.
Нам разъяснили, что надо было заранее, чуть ли не за месяц, а то и три, до праздника, обратиться лично к Президенту Медведеву с просьбой прислать такое приглашение, а раз мы этого не сделали, то теперь, мол, смотрите парад Победы по телевизору. Объяснили, что ветеранов войны, проживающих в Москве, якобы 280 тысяч, и всех невозможно разместить, тем более приезжих.
Надо отметить, что все, к кому мы обращались, негодовали по случаю отвратительной такой организации празднования Дня Победы в Москве, резко критиковали Правительство РФ, в том числе и самого президента. Звонили мне и знакомые друзья москвичи — предостерегали, что всё вокруг Красной площади оцеплено полицией и спецслужбами и лучше туда не «суваться» во избежание неприятностей и крупных разочарований.
Чем больше мы разочаровывались, тем больше становилось переживаний, и от них Александру Александровичу стало плохо с сердцем, а праздничное настроение исчезло.
Однако я его успокоил и предложил лучше не испытывать разочарований и не пытаться прорваться на Красную площадь на парад, а поехать, как нам посоветовали, сразу утром 9 мая на Поклонную гору, где будут проводиться концерты и можно будет посетить музей, возложить цветы у колонн, что мы и сделали.
Оказалось, что Александр Александрович был единственным «настоящим» ветераном на всём протяжении пути от Внуково к Поклонной горе, да и там долгое время мы никак не могли встретить ему подобных. От метро Парк Победы к мемориалу мы шли очень долго, потому что на каждом шагу ветерану дарили цветы, поздравляли, благодарили за Победу, обнимали и целовали простые москвичи, приезжие, иностранцы – сотни людей, которым был праздник дорог. Всё хотели сфотографироваться вместе с Александром Александровичем, послушать его рассказы о войне, а фотографы тут же печатали фотографии и дарили, дарили и разные подарки, в том числе по большому пакету чая и кофе.
Казалось, А.А. Попов был одним ветераном на всю округу (других мы почти не встречали), поэтому цветов и подарков он получил столько, что было тяжело их нести.
Мы возложили цветы у всех памятных колонн. Самих ветеранов войны было очень мало, да и остаётся их всё меньше и меньше с каждым годом, и это ощущалось. На Поклонной горе мы встретили всего около пятнадцати «настоящих» ветеранов, а в основном попадались те, кто не воевал, но носил награды на кителе.
Затем на бесплатном такси мы проехали в парк культуры им. Горького и там, у «шатра» Карельского фронта, встретили своих земляков: Юрия Ивановича Полякова, Владимира Ивановича Долгих и других в окружении прекрасных женщин, которые пригласили тут же за свой стол выпить фронтовых сто грамм и закусить. Я лично позвонил Сергею Николаевичу Бабурину, поздравил с Днём Победы.
К нашему столу также присоединился мой старинный друг – иркутянин Геннадий Николаевич Зенкин с другом.
Празднование Дня Победы мы закончили на Красной площади.
На следующий день мы посетили Донской монастырь и возложили букеты цветов у могил Антона Ивановича Деникина, Владимира Оскаровича Каппеля и Ивана Александровича Ильина с запиской «От иркутян».
На протяжении всего времени короткого пребывания в Москве мы выслушали очень много добрых слов от тысяч людей, заимели множество знакомств, встретили многих своих земляков и даже родственников.
Одно только огорчает: со стороны московских властей ведётся странная политика по отношению к ветеранам ВОВ, которых с каждым годом становится всё меньше и меньше, а для приезжих, кто ещё «в строю», не находится даже места для созерцания парада на Красной площади в честь Победы, которой они добились ценою своих жизней.
Ветераны ВОВ, проживающие на окраинах нашей страны, которую они защитили по прихоти чиновников и Президента РФ, не имеют права без специальных приглашений попасть на парад. Такого не должно быть вообще!
11 мая 2011 г.
Когда А.А. Попов стал собираться домой в Иркутск, то почему-то накупил целый ящик тушёнки, сложил банки в военный рюкзак и мы поехали в аэропорт Внуково. Когда Александр Александрович стал проходить на посадку. конечно, всё зазвенело, и его попытались досмотрщики остановить и проверить «на металл». В ответ ветеран так на них закричал и махнул рукой, что они отлетели в сторону. Я им объяснил, что если даже он снимет свой китель с наградами, то всё равно будет звенеть, потому что в его теле так и остались многочисленные осколки.
Когда мы прошли на посадку, ко мне подошла удивлённая администратор и спросила: «Почему ветеран везёт так много тушёнки – целый ящик – подозрительно что-то». Я объяснил, что голод во время войны сформировал у него привычку самосохранения и запасать продукты, особенно тушёнку, на долгое время.
Хорошо, что он хоть успел увидеться со своей сестрой, проживающей в Подмосковье.
Через год Александр Александрович скончался и ко мне приехала его внучка со словами благодарности за то, что я сделал её дедушке такой прекрасный подарок – поездку в Москву. Вечная память ему – защитнику Родины!
Григорий Красовский
Источник: ВКонтакте
Это мой прадед