Планово-рыночный социализм – национальная идея России

  • Post category:Статьи

Реферат книги Орленко Л.П. Альтернативная экономика. От криминального капитализма к планово-рыночному социализму (М.: Алгоритм, 2007. 544 с.).

В книге рассмотрены возможные пути развития России в будущем: криминальный капитализм, который утвердился в настоящее время в России, капитализм развитых стран, советский социализм и планово-рыночный социализм.

Проведен критический анализ этих социально-экономических си­стем и обоснован вывод: Россия может успешно развиваться как демократическое государ­ство с инновационной экономикой, функционирующей в интересах всего населения, только при планово-рыночном социализме.

Ниже кратко изложены основные положения книги.

1. Основные результаты российских реформ

За время проведения либерального курса реформ с 1991 г. Россия превратилась в сырьевой придаток развитых стран. Произошла деиндустриализация производства. За годы перестройки был практически разрушен наукоем­кий сектор производства, выпускающий средства производства.

Советская система управления экономикой была разрушена, а вместо нее сформировалась коррумпированная система управления. Был создан автоматически действующий механизм перекачки за рубеж российских природных ресурсов, валютных средств, научно-технических разработок и специалистов, что ведет к деградации государства, экономики и населения.

Россия потеряла продовольственную безопасность, импор­тируется около половины продовольствия сомнительного каче­ства. В целом производство продукции сельского хозяйства сократилось за этот период почти на треть.

По критериям ООН (минимальная оплата труда 3 доллара в час) более половины населения находятся в зоне бедности, поскольку минимальная оплата труда в России 0,6 доллара в час.

Россия 16 лет живет за счет эксплуатации различных техни­ческих систем, созданных в СССР (электроэнергетика, ЖКХ, транспорт, различные отрасли производства и др.) и изношен­ных на 60–80%. При существующей технической политике в бли­жайшем будущем нас ожидает все нарастающая лавина ката­строф.

В настоящее время оценка экономической деятельности определяется с помощью нескольких основных стоимостных показателей (рост ВВП, прибыль, величина инфляции, профицит бюджета и др.), вычисляемых посредством рыночных цен. Но эти цены в России искажены за счет монополии, спекуляции и криминала, поэтому все расчеты стоимостных показателей (темпы роста ВВП, инфляции и др.) являются недостоверными.

В результате проведенных реформ произошло недопустимое, с точки зрения безопасности государства, расслоение населения по доходам и имуществу, резко ухудшилось медицинское и санитарное обслуживание населения и резко возросла доля больных людей. Это привело к интенсивному вымиранию населения России.

Приватизация общенародной собственности привела к тотальной криминализации России. Подавляющее большинство граждан не призна­ет легитимность проведенной приватизации, которая противоречит Конституциям РСФСР и РФ, поскольку согласно первой из них приватизация общенародной собственности была невозможна, а по второй Конституции (статья 3): «Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы». Приватизация является жизненно важной для всего народа и только референдум мог принять решение о приватизации общенародной собственности, а не группа чиновников в своих корыстных интересах.

Наукоемкая промышленность не может быть создана в рамках российского криминального рынка, поскольку либеральные ре­формы в России создали экономический механизм, автоматически блокирую­щий развитие инновационной экономики. Суть этого ме­ханизма заключается в следующем. Доходы от прода­жи природных ресурсов находятся в руках чиновников и частных лиц («оли­гархов»), которых обещают экспроприировать практически все оппозиционные силы (КПРФ, Родина, ЛДПР и др.) в случае прихода к власти. В такой ситуации для крупных собственников рискованно вкладывать средства в экономику России, более

на­дежными, по крайней мере сейчас, представляются инвестиции за рубежом. Те средства, которые накапливаются у государства от продажи природных ресурсов и налогов (Стабилизационный фонд, зо­лотовалютные резервы Центрального банка), под надуманными предлогами изымаются из российской экономики и отправляются за рубеж. Хранение же российской валюты за рубежом не гарантирует ее сохранности.

Подавляющее большинство российских предприятий также не заинтересовано в инновациях из-за высоких налогов, моно­полии и коррупции, отсутствия низкопроцентных долгосрочных кредитов, перманентного передела собственности, в том числе рейдерства, высоким риском и низкой нормой прибыли при внедрении инноваций. Собственни­кам предприятий нередко выгоднее не внедрять инновации, а месяцами задерживать заработную плату или производство ликвидировать, а помещение сдать в аренду или продать.

Основной результат «реформ» в России: 10% населения вла­деют 90% собственности, а 90% населения имеют только 10% собственности, т.е. в среднем 1% богатых владеет 9% собственности, а 1% остальных граждан – 0,11% (в 80 раз меньше).

Россию в настоящее время спасают от краха высокие цены на природные ресурсы.

В рамках либерального курса решить проблему создания инновационной экономики в принципе нельзя. Создание инновационной экономики требует изменения курса социально-экономических реформ.

В настоящее время Россия стоит перед стратегическим вы­бором пути (модели развития или гибели), по которому она пойдет в ХХI веке.

Россия должна выбрать одну из трех стратегий, поскольку либеральные реформы за последние 16 лет завели Россию в тупик.

2. Первая стратегия – создание социально-ориентированного капитализма

При социально-ориентирован­ном капитализме существует гражданское общество, правовое государство и в основном цивилизованные рыночные отношения. Государство выделяет часть своих ресурсов для развития общественных потребностей: на образование, пенсионное обеспечение, здравоохранение, экологию и т.д. Странами, где существует социально-ориентированный капитализм, являются Норвегия, Швеция, Германия и др.

Но в России создание социально-ориентированного капита­лизма невозможно, поскольку практически здесь отсутствует средний класс, подавляющее большинство населения не согласно с приватиза­цией общенародной собственности узким кругом лиц. Те же, кто незаконно приобрел эту собственность, и коррумпированные чи­новники не заинтересованы в создании правового государства, в котором неизбежно выяснение законности приобретения общенародной собственности. То есть в России отсутствует социальная база для построения социально-ориентированного капитализма.

Современный Запад не может быть образцом для Рос­сии. Нынешнее его экономическое могущество маскирует системный кризис, который переживает западная циви­лизация, она находится в стадии упадка и не имеет будущего. В западном обществе развивается ряд процессов, подтверждаю­щих этот вывод (рассмотрим некоторые из них).

Во-первых, на Западе определяющую роль играют банки, ценные бумаги и биржи. Сейчас в сфере биржевых спекуляций вращается в десятки раз больше финансовых средств, чем это необходимо для обслуживания реального сектора экономики. Это означает, что деньги и ценные бумаги мало обеспечены ма­териальными ресурсами. В любой момент возможен крах мировой финансовой пирамиды и банкротство

тех, кто с ней связан.

В-вторых, транснациональные корпорации (ТНК), являющи­еся локомотивом капитализма, заинтересованы в устойчивом существовании и в максимизации своих доходов, в неограничен­ном увеличении своего капитала. Реализация этих критериев приводит к разорению развивающихся стран экономическими методами (низкие цены на рабочую силу и сырье из развива­ющихся стран и высокие цены на готовые товары из разви­тых стран, неэквивалентные валютные курсы и т.п.), а также к бесконтрольному загрязнению природной среды отходами производства, что может сделать Землю непригодной для проживания планетой. То есть критерии эко­номической эффективности, которыми руководствуются ТНК, заводят человеческую цивилизацию в тупик.

В-третьих, поскольку многие ресурсы на Земле ограничены, мировой рынок, распределяющий ресурсы, уже не удовлетворяет Запад, прежде всего США, и они развязывают войны по захвату источников природных ресурсов и путей их доставки.

В-четвертых, транснациональные корпорации нередко являются монополистами и не заинтересованы в использовании научно-технического прогресса. Развитые страны создали инновационный тип экономики, но эта экономика не может полностью реализовать потенциал научно-технического развития из-за использования в производстве наемной рабочей силы (ученых, инженеров, квалифицированных рабочих). Наемный работник не заинтересован творчески работать на «дядю» – частного собственника, а проконтролировать это невозможно. Но именно творческий труд работника становится главным двигателем научно-технического прогресса в инновационной экономике.

3. Вторая стратегия – восстановление советской экономики

В СССР существовало затратное ценообразование (себестоимость плюс нормативная прибыль), а рента­бельность производства товаров и услуг задавалась сверху (Гос­планом, министерствами).

Поскольку основой советских цен бы­ла себестоимость (затраты), складывающаяся в производстве, то предприя­тия были заинтересованы в максимизации затрат материальных и трудовых ресурсов при производстве продукции. При директивном планировании предприятия были заинтересованы взять план поменьше, а ресурсов для его выполнения побольше, широко процветали приписки не существующих производственных достижений. В результате директивного планирования и затратного ценообразования предприятия не были за­интересованы в использовании научно-технического прогресса, снижающего затраты при производстве продукции. Неэффективное использование научно-технического прогресса имело место практически во всех гражданских отраслях народного хозяй­ства.

4. Третья стратегия-создание планово-рыночного социализма

Планово-рыночный социализм позволяет сочетать план и рынок, социальную справедливость и экономическую эффективность. Органическое сочетание планово-рыночных методов планирования и регули­рования экономики позволяет широко использовать научно-технический прогресс в производстве, повысить мотивацию к творческому труду работников и на этой основе обеспе­чить рост производительности труда и благосостояние населения.

В социалистической планово-рыночной экономике базовые отрасли производства (нефтяная, газовая, металлургическая и др.), земля и ее недра должны принадлежать всему обще­ству и использоваться в интересах всех граждан. Что касается приусадебных, дачных и садовых участков, то они являются собственностью граждан и могут свободно продаваться и по­купаться.

В планово-рыночной экономике возможно широкое самоуправление трудовых коллективов.

Только народовластие, основой которого является производственное и территориальное самоуправление, в современных российских условиях способно подавить коррупцию, являющейся органической составляющей российского криминального капитализма, вывести Россию из кризиса и обеспечить социально-экономическое развитие стра­ны.

При планово-рыночном социализме го­сударство определяет макроэкономические показатели экономи­ки и регулирует рынок, на требования которого ориентируют­ся предприятия.

Макроэкономическое регулирование экономики осуществляется с учетом как экономических (рыночных), так и внеэкономических критериев (социальных, демографических, культурных, экологических, оборонных, внешнеполитических, геополитических). Целью такого регулирования является повы­шение уровня и качества жизни населения России и его безопас­ность.

Возникает вопрос: в чем заключается принципиальная разница между госкапитализмом и планово-рыночным социализмом?

В обоих случаях действует рынок и значительной частью собственности распоряжается государство. Главной целью госкапитализма является защита интересов крупной буржуазии, а при криминальном капитализме – коррупционной мафии, при планово-рыночным социализме – защита интересов трудовых коллективов, т.е. трудящихся, а также остальных граждан. При госкапитализме члены трудовых коллективов – наемные работники, при планово-рыночным социализме трудовые коллективы контролируют администрацию предприятий всех форм собственности, а члены трудовых коллективов являются собственниками результатов своего труда.

Выдающийся социально-экономический успех стран, основанных на планово- рыночном социализме, определяется использованием преимуществ как плановой системы (концентрация средств на приоритетных направлениях, учет перспективы развития экономики и общества, развитие социальной сферы, науки, образования, медицины, культуры, требований геополитики и обороны и др.), так и достоинства рыночной экономики (объективная экономическая оценка

эффективности производства, ответственность, материальная заинтересованность и др.), а также активным участием трудовых коллективов в контроле и управлении предприятиями, заинтересованностью работников, как в результатах своего труда, так и в эффективной работе предприятия.

Для создания в России планово-рыночного социализма необ­ходимо изменение курса проводимых реформ. Для нового курса реформ требуются социально-экономическая программа и зако­ны, обеспечивающие законодательную основу для реализации этой программы. К настоящему времени подготовлены проекты основных документов для этой цели.

К числу таких документов, прежде всего, относятся:

1. Проект социально- экономической программы КПРФ

2. Пакет проектов законов:

– Об экстренных мерах по выводу России из кризиса, обеспечении социально-экономического развития страны (обсуждался в 1-м чтении Госдумой РФ);

– О трудовых коллективах (прошел 1-е чтение в Госдуме РФ);

– Об обращении имущества в государственную собственность;

– О государственной монополии на экспорт-импорт стра­тегических товаров. Этот пакет проектов законов был подготовлен во фракции КПРФ Государственной думы.

Создание в России планово-рыночного социализма, базирующегося на инновационной экономике, является естественной национальной идеей, поскольку последняя по опре­делению должна отражать назревшие проблемы общественного развития: прекращение вымирания населения, ликвидация детской беспризорности, повышение уровня и качества жизни граждан, сохранение Природы, укрепление безопасности Рос­сии и ее граждан.

Социальной базой планово-рыночного социализма являются трудовые коллективы, т.е. трудящиеся. Права и обязанности трудовых коллективов определяются в проектах законов «О трудовых коллективах» и «О самоуправляемых народных предприятиях».

Расчеты специалистов показывают, что при планово-рыночном социализме, если есть дееспособный, не коррумпированный государственный аппарат и эффективные собственники, возможны следующие параметры экономиче­ского роста:

– по валовому внутреннему продукту – не менее 10% прироста в год;

– по объему промышленного производства – не менее 15% в год, в т.ч. в наукоемких отраслях –

20–40%;

– по объему сельскохозяйственного производства – 5–10%;

– по инвестициям в основной капитал – 15–20%;

– по реальной заработной плате и пенсиям – удвоение в первые 2 года реализации программы и не менее 20% увеличения в последующие З года.

Наряду с этим произойдет двукратное повышение фондоотдачи, увеличение производительности труда на 15% ежегодно, снижение энергоемкости и материалоемкости производства на 20–25% в год.

Профессор МГТУ Имени БАУМАНА

Леонид Петрович Орленко