Реферат книги Орленко Л.П. Альтернативная экономика. От криминального капитализма к планово-рыночному социализму (М.: Алгоритм, 2007. 544 с.).
В книге рассмотрены возможные пути развития России в будущем: криминальный капитализм, который утвердился в настоящее время в России, капитализм развитых стран, советский социализм и планово-рыночный социализм.
Проведен критический анализ этих социально-экономических систем и обоснован вывод: Россия может успешно развиваться как демократическое государство с инновационной экономикой, функционирующей в интересах всего населения, только при планово-рыночном социализме.
Ниже кратко изложены основные положения книги.
1. Основные результаты российских реформ
За время проведения либерального курса реформ с 1991 г. Россия превратилась в сырьевой придаток развитых стран. Произошла деиндустриализация производства. За годы перестройки был практически разрушен наукоемкий сектор производства, выпускающий средства производства.
Советская система управления экономикой была разрушена, а вместо нее сформировалась коррумпированная система управления. Был создан автоматически действующий механизм перекачки за рубеж российских природных ресурсов, валютных средств, научно-технических разработок и специалистов, что ведет к деградации государства, экономики и населения.
Россия потеряла продовольственную безопасность, импортируется около половины продовольствия сомнительного качества. В целом производство продукции сельского хозяйства сократилось за этот период почти на треть.
По критериям ООН (минимальная оплата труда 3 доллара в час) более половины населения находятся в зоне бедности, поскольку минимальная оплата труда в России 0,6 доллара в час.
Россия 16 лет живет за счет эксплуатации различных технических систем, созданных в СССР (электроэнергетика, ЖКХ, транспорт, различные отрасли производства и др.) и изношенных на 60–80%. При существующей технической политике в ближайшем будущем нас ожидает все нарастающая лавина катастроф.
В настоящее время оценка экономической деятельности определяется с помощью нескольких основных стоимостных показателей (рост ВВП, прибыль, величина инфляции, профицит бюджета и др.), вычисляемых посредством рыночных цен. Но эти цены в России искажены за счет монополии, спекуляции и криминала, поэтому все расчеты стоимостных показателей (темпы роста ВВП, инфляции и др.) являются недостоверными.
В результате проведенных реформ произошло недопустимое, с точки зрения безопасности государства, расслоение населения по доходам и имуществу, резко ухудшилось медицинское и санитарное обслуживание населения и резко возросла доля больных людей. Это привело к интенсивному вымиранию населения России.
Приватизация общенародной собственности привела к тотальной криминализации России. Подавляющее большинство граждан не признает легитимность проведенной приватизации, которая противоречит Конституциям РСФСР и РФ, поскольку согласно первой из них приватизация общенародной собственности была невозможна, а по второй Конституции (статья 3): «Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы». Приватизация является жизненно важной для всего народа и только референдум мог принять решение о приватизации общенародной собственности, а не группа чиновников в своих корыстных интересах.
Наукоемкая промышленность не может быть создана в рамках российского криминального рынка, поскольку либеральные реформы в России создали экономический механизм, автоматически блокирующий развитие инновационной экономики. Суть этого механизма заключается в следующем. Доходы от продажи природных ресурсов находятся в руках чиновников и частных лиц («олигархов»), которых обещают экспроприировать практически все оппозиционные силы (КПРФ, Родина, ЛДПР и др.) в случае прихода к власти. В такой ситуации для крупных собственников рискованно вкладывать средства в экономику России, более
надежными, по крайней мере сейчас, представляются инвестиции за рубежом. Те средства, которые накапливаются у государства от продажи природных ресурсов и налогов (Стабилизационный фонд, золотовалютные резервы Центрального банка), под надуманными предлогами изымаются из российской экономики и отправляются за рубеж. Хранение же российской валюты за рубежом не гарантирует ее сохранности.
Подавляющее большинство российских предприятий также не заинтересовано в инновациях из-за высоких налогов, монополии и коррупции, отсутствия низкопроцентных долгосрочных кредитов, перманентного передела собственности, в том числе рейдерства, высоким риском и низкой нормой прибыли при внедрении инноваций. Собственникам предприятий нередко выгоднее не внедрять инновации, а месяцами задерживать заработную плату или производство ликвидировать, а помещение сдать в аренду или продать.
Основной результат «реформ» в России: 10% населения владеют 90% собственности, а 90% населения имеют только 10% собственности, т.е. в среднем 1% богатых владеет 9% собственности, а 1% остальных граждан – 0,11% (в 80 раз меньше).
Россию в настоящее время спасают от краха высокие цены на природные ресурсы.
В рамках либерального курса решить проблему создания инновационной экономики в принципе нельзя. Создание инновационной экономики требует изменения курса социально-экономических реформ.
В настоящее время Россия стоит перед стратегическим выбором пути (модели развития или гибели), по которому она пойдет в ХХI веке.
Россия должна выбрать одну из трех стратегий, поскольку либеральные реформы за последние 16 лет завели Россию в тупик.
2. Первая стратегия – создание социально-ориентированного капитализма
При социально-ориентированном капитализме существует гражданское общество, правовое государство и в основном цивилизованные рыночные отношения. Государство выделяет часть своих ресурсов для развития общественных потребностей: на образование, пенсионное обеспечение, здравоохранение, экологию и т.д. Странами, где существует социально-ориентированный капитализм, являются Норвегия, Швеция, Германия и др.
Но в России создание социально-ориентированного капитализма невозможно, поскольку практически здесь отсутствует средний класс, подавляющее большинство населения не согласно с приватизацией общенародной собственности узким кругом лиц. Те же, кто незаконно приобрел эту собственность, и коррумпированные чиновники не заинтересованы в создании правового государства, в котором неизбежно выяснение законности приобретения общенародной собственности. То есть в России отсутствует социальная база для построения социально-ориентированного капитализма.
Современный Запад не может быть образцом для России. Нынешнее его экономическое могущество маскирует системный кризис, который переживает западная цивилизация, она находится в стадии упадка и не имеет будущего. В западном обществе развивается ряд процессов, подтверждающих этот вывод (рассмотрим некоторые из них).
Во-первых, на Западе определяющую роль играют банки, ценные бумаги и биржи. Сейчас в сфере биржевых спекуляций вращается в десятки раз больше финансовых средств, чем это необходимо для обслуживания реального сектора экономики. Это означает, что деньги и ценные бумаги мало обеспечены материальными ресурсами. В любой момент возможен крах мировой финансовой пирамиды и банкротство
тех, кто с ней связан.
В-вторых, транснациональные корпорации (ТНК), являющиеся локомотивом капитализма, заинтересованы в устойчивом существовании и в максимизации своих доходов, в неограниченном увеличении своего капитала. Реализация этих критериев приводит к разорению развивающихся стран экономическими методами (низкие цены на рабочую силу и сырье из развивающихся стран и высокие цены на готовые товары из развитых стран, неэквивалентные валютные курсы и т.п.), а также к бесконтрольному загрязнению природной среды отходами производства, что может сделать Землю непригодной для проживания планетой. То есть критерии экономической эффективности, которыми руководствуются ТНК, заводят человеческую цивилизацию в тупик.
В-третьих, поскольку многие ресурсы на Земле ограничены, мировой рынок, распределяющий ресурсы, уже не удовлетворяет Запад, прежде всего США, и они развязывают войны по захвату источников природных ресурсов и путей их доставки.
В-четвертых, транснациональные корпорации нередко являются монополистами и не заинтересованы в использовании научно-технического прогресса. Развитые страны создали инновационный тип экономики, но эта экономика не может полностью реализовать потенциал научно-технического развития из-за использования в производстве наемной рабочей силы (ученых, инженеров, квалифицированных рабочих). Наемный работник не заинтересован творчески работать на «дядю» – частного собственника, а проконтролировать это невозможно. Но именно творческий труд работника становится главным двигателем научно-технического прогресса в инновационной экономике.
3. Вторая стратегия – восстановление советской экономики
В СССР существовало затратное ценообразование (себестоимость плюс нормативная прибыль), а рентабельность производства товаров и услуг задавалась сверху (Госпланом, министерствами).
Поскольку основой советских цен была себестоимость (затраты), складывающаяся в производстве, то предприятия были заинтересованы в максимизации затрат материальных и трудовых ресурсов при производстве продукции. При директивном планировании предприятия были заинтересованы взять план поменьше, а ресурсов для его выполнения побольше, широко процветали приписки не существующих производственных достижений. В результате директивного планирования и затратного ценообразования предприятия не были заинтересованы в использовании научно-технического прогресса, снижающего затраты при производстве продукции. Неэффективное использование научно-технического прогресса имело место практически во всех гражданских отраслях народного хозяйства.
4. Третья стратегия-создание планово-рыночного социализма
Планово-рыночный социализм позволяет сочетать план и рынок, социальную справедливость и экономическую эффективность. Органическое сочетание планово-рыночных методов планирования и регулирования экономики позволяет широко использовать научно-технический прогресс в производстве, повысить мотивацию к творческому труду работников и на этой основе обеспечить рост производительности труда и благосостояние населения.
В социалистической планово-рыночной экономике базовые отрасли производства (нефтяная, газовая, металлургическая и др.), земля и ее недра должны принадлежать всему обществу и использоваться в интересах всех граждан. Что касается приусадебных, дачных и садовых участков, то они являются собственностью граждан и могут свободно продаваться и покупаться.
В планово-рыночной экономике возможно широкое самоуправление трудовых коллективов.
Только народовластие, основой которого является производственное и территориальное самоуправление, в современных российских условиях способно подавить коррупцию, являющейся органической составляющей российского криминального капитализма, вывести Россию из кризиса и обеспечить социально-экономическое развитие страны.
При планово-рыночном социализме государство определяет макроэкономические показатели экономики и регулирует рынок, на требования которого ориентируются предприятия.
Макроэкономическое регулирование экономики осуществляется с учетом как экономических (рыночных), так и внеэкономических критериев (социальных, демографических, культурных, экологических, оборонных, внешнеполитических, геополитических). Целью такого регулирования является повышение уровня и качества жизни населения России и его безопасность.
Возникает вопрос: в чем заключается принципиальная разница между госкапитализмом и планово-рыночным социализмом?
В обоих случаях действует рынок и значительной частью собственности распоряжается государство. Главной целью госкапитализма является защита интересов крупной буржуазии, а при криминальном капитализме – коррупционной мафии, при планово-рыночным социализме – защита интересов трудовых коллективов, т.е. трудящихся, а также остальных граждан. При госкапитализме члены трудовых коллективов – наемные работники, при планово-рыночным социализме трудовые коллективы контролируют администрацию предприятий всех форм собственности, а члены трудовых коллективов являются собственниками результатов своего труда.
Выдающийся социально-экономический успех стран, основанных на планово- рыночном социализме, определяется использованием преимуществ как плановой системы (концентрация средств на приоритетных направлениях, учет перспективы развития экономики и общества, развитие социальной сферы, науки, образования, медицины, культуры, требований геополитики и обороны и др.), так и достоинства рыночной экономики (объективная экономическая оценка
эффективности производства, ответственность, материальная заинтересованность и др.), а также активным участием трудовых коллективов в контроле и управлении предприятиями, заинтересованностью работников, как в результатах своего труда, так и в эффективной работе предприятия.
Для создания в России планово-рыночного социализма необходимо изменение курса проводимых реформ. Для нового курса реформ требуются социально-экономическая программа и законы, обеспечивающие законодательную основу для реализации этой программы. К настоящему времени подготовлены проекты основных документов для этой цели.
К числу таких документов, прежде всего, относятся:
1. Проект социально- экономической программы КПРФ
2. Пакет проектов законов:
– Об экстренных мерах по выводу России из кризиса, обеспечении социально-экономического развития страны (обсуждался в 1-м чтении Госдумой РФ);
– О трудовых коллективах (прошел 1-е чтение в Госдуме РФ);
– Об обращении имущества в государственную собственность;
– О государственной монополии на экспорт-импорт стратегических товаров. Этот пакет проектов законов был подготовлен во фракции КПРФ Государственной думы.
Создание в России планово-рыночного социализма, базирующегося на инновационной экономике, является естественной национальной идеей, поскольку последняя по определению должна отражать назревшие проблемы общественного развития: прекращение вымирания населения, ликвидация детской беспризорности, повышение уровня и качества жизни граждан, сохранение Природы, укрепление безопасности России и ее граждан.
Социальной базой планово-рыночного социализма являются трудовые коллективы, т.е. трудящиеся. Права и обязанности трудовых коллективов определяются в проектах законов «О трудовых коллективах» и «О самоуправляемых народных предприятиях».
Расчеты специалистов показывают, что при планово-рыночном социализме, если есть дееспособный, не коррумпированный государственный аппарат и эффективные собственники, возможны следующие параметры экономического роста:
– по валовому внутреннему продукту – не менее 10% прироста в год;
– по объему промышленного производства – не менее 15% в год, в т.ч. в наукоемких отраслях –
20–40%;
– по объему сельскохозяйственного производства – 5–10%;
– по инвестициям в основной капитал – 15–20%;
– по реальной заработной плате и пенсиям – удвоение в первые 2 года реализации программы и не менее 20% увеличения в последующие З года.
Наряду с этим произойдет двукратное повышение фондоотдачи, увеличение производительности труда на 15% ежегодно, снижение энергоемкости и материалоемкости производства на 20–25% в год.
Профессор МГТУ Имени БАУМАНА
Леонид Петрович Орленко