Мысли и дела великого русского мыслителя Ивана Лукьяновича Солоневича (1891–1953) всегда актуальны.
Вспоминаем мысли и дела великого русского мыслителя и патриота Ивана Лукьяновича Солоневича (1891–1953). Он родился в семье народного учителя в Белоруссии, в родне оба деда и пятеро дядьев были священниками. В Гражданскую войну участвовал в Белом движении. В 1920-х жил в Советской России. В 1933-м вместе с братом Борисом и сыном Юрием Солоневичем были заключены в ГУЛАГ в Карелии, откуда все трое в 1934 году бежали в Финляндию.
Издавал русские газеты в Софии (до 1938 г. В этот год на И.Л. Солоневича совершено покушение, в результате нападения погибла его жена), в Берлине (до 1941 г.). С 1945 года жил в Аргентине (умер в Уругвае). В 1948-м начал выпускать газету «Наша страна», сыгравшую большую роль в объединении русских патриотических сил и в сохранении русского национального сознания в эмиграции.
В конце 1930-х годов Солоневич разрабатывает учение о народной монархии, изложенное в его главном труде «Народная монархия» (опубл. во время войны). По мнению Солоневича, народная монархия (в отличие от сословной) является идеалом русского государственного устройства. Она существовала в России до реформ Петра I и характеризовала соединение самодержавия и самоуправления. После свержения большевиков именно она должна стать самой эффективной формой государственного устройства России. «Никакие мерки, рецепты, программы и идеологии, заимствованные откуда бы то ни было извне, неприменимы для русской государственности, русской национальности, русской культуры». Русская политическая мысль, по мнению Солоневича, может быть русской политической мыслью тогда, и только тогда, когда она исходит из русских исторических предпосылок. Отсюда вывод: «Политической организацией Русского народа на его низах было самоуправление, а политической организацией народа в его целом было Самодержавие». Это исключительно русское явление – не диктатура аристократии под вывеской «просвещенного абсолютизма», не диктатура капитала, подаваемая под соусом «демократии», не диктатура бюрократии, реализуемая в форме социализма, а «диктатура совести, диктатура православной совести». Предложенное Солоневичем понятие «соборная монархия» обозначало «совершенно конкретное историческое явление, проверенное опытом веков и давшее поистине блестящие результаты: это была самая совершенная форма государственного устройства, какая только известна человеческой истории. И она не была утопией, она была фактом».
После войны Солоневич разрабатывает программу национального возрождения России на принципах народной монархии, которая публикуется в газете «Наша страна» в форме агитационного материала:
«Нам нужно вести монархическую агитацию.
Нам нужно знать и то, как ее следует вести, и то, как ее вести не следует.
Мы анализируем прошлое России, и мы говорим: были такие-то явления, происходившие в таких-то условиях, и при наличии этих явлений Россия – под эгидой Монархии – достигла таких-то результатов. И при ослаблении или гибели монархии попадала в такие-то и такие-то катастрофы.
Мы подводим некий принципиальный фундамент под неоспоримые факты нашего прошлого.
Мы не строим никаких воздушных замков.
Мы представительствуем собою политический реализм, и мы боремся против всякого политического утопизма.
Прежде всего мы что-то строим: строим основное – идею Русской Народной Монархии. Строят ее очень разные люди: и белорусский крестьянин Иван Солоневич, и сибирский “землепроходец” Борис Башилов, и профессор Борис Ширяев.
Как и всегда в этом мире случается, некоторые точки зрения не совпадают – мы о них слегка спорим. Но основное совпадает вполне: Народная Монархия.
До России и в России мы должны проповедовать Монархию. Нам навстречу подымется великая волна народного инстинкта, народной боли, народных страданий. Подымется и волна народной надежды на лучшее будущее.
Эта волна – она будет – в этом не может быть никаких сомнений. Но могут быть сомнения – окажемся ли мы на высоте?..
Нам, монархистам, остается только один путь – путь «демократического» завоевания русских масс – масс, которые к этому “завоеванию” подготовлены и тысячелетней традицией России, и своим национальным инстинктом, и переживаниями послефевральского периода.
Этот путь не исключает наших стремлений к тому, чтобы будущая Русская Национальная Армия не попала бы в руки заговорщиков и утопистов, авантюристов и хамелеонов, чтобы в ней было создано, по крайней мере, монархическое ядро.
Для того чтобы завоевать общественное мнение России и для того чтобы создавать монархическое ядро в Русской Национальной Армии – мы все, настоящие монархисты, монархисты для России, а не для карьеры, должны честно проанализировать все русское прошлое, без всякой оглядки на то, что скажут эмигрантские “княгини Марьи Алексеевны”.
Монархическая литература должна иметь в виду не служилые и привилегированные слои старой России, а конкретный Русский народ, который жил на Руси Алексея Михайловича, в России Императора Петра Алексеевича и в СССР Сталина.
В России нет и не будет того социального слоя, который так характерен для монархической эмиграции.
Делайте для Монархии все, что вы только можете сделать: это единственная гарантия против абрамовичей и социалистического рая.
Нужно уметь обороняться и нужно уметь нападать.
И обороняясь и нападая, нужно по мере возможности ясно знать, чем идея Русской Народной Монархии отличается от идеи русской сословной Монархии, и от социалистов, и от солидаризма.
Какие доводы имеются в распоряжении противника. Какие доводы являются фальшивкой и какие неоспоримы.
И как следует справиться с тем и с другим.
“Народная Монархия” предназначается для того же, для чего в свое время предназначался “Капитал” Карла Маркса.
“Народная Монархия” – схема.
Ее нужно разрабатывать дальше. Ее нужно пропагандировать.
Слово стало нашим оружием.
Научитесь им пользоваться. Это зависит от нас. Это зависит от вас.
“Дух” народа. – Реальная жизнь страны определяется соотношением сил, – в нашем русском историческом случае – моральных сил.
На стороне сепаратизма никакой реальной силы нет.
Российская Империя выросла, главным образом, на базе стремления к объединению всех народов этой империи.
И мы, честные русские политики, морально обязаны предупредить США: если дело дойдет до насилия – то сила будет на стороне России, и такая сила существует.
Эта сила («дух» народа) прошла века, и века беспримерных в человеческой истории жертв во имя общего блага всех народов Российской Империи.
Из двухсот миллионов населения России по меньшей мере 190 миллионов за единство страны будут драться, т. е. применять силу.
И основным пунктом любого соглашения должно быть официальное признание государственной суверенности России в пределах 1940 года, – оставляя все остальные территориальные вопросы компетенции будущего.
Исторический опыт доказал, что Россия – это не Империя в римском или британском смысле этого слова. Это – 196 сиамских близнецов, которые срослись в политическом, экономическом, бытовом, культурном и всяком ином смысле этого слова.
«Силой» в будущей России будет ее сегодняшняя внутренняя эмиграция, а никак не те остатки потонувшего мира, которые называют себя «монархистами в эмиграции».
Для меня внутренняя эмиграция означает значительно больше: это не только скрытый внутренний протест, – это также накопление сил для борьбы.
Внутренняя эмиграция состоит из очень сильных людей.
В какой степени «сильные люди» противоречат «сильной Монархии»? – Ни в какой степени. Государь Император Николай II Александрович был очень сильным человеком, но очень сильным человеком был и П.А. Столыпин.
Сегодняшняя Россия – это очень молодая страна, ее люди упорны, закалены, обуяны ненасытной жаждой знания.
Культурный отбор этих людей и будет правящим слоем России независимо от того, будет у нас Монархия или республика или судьба тяпнет нас какой-то новой диктатурой.
Нравится нам это или не нравится – это есть новое поколение. И не только хронологически, но и социально.
С этим поколением эмиграция обязана считаться как с решающим фактором в жизни России.
Новая Россия будет новой Россией, с новой промышленностью, новым крестьянством, новым пролетариатом, новым правящим слоем и с новыми методами управления.
Россия будет страной чудовищной силы и великой, еще невиданной в истории мира, человечности».
Олег Платонов
Источник: Русский Вестник