Вопросы истории.
В Первую Мировую войну на долю кораблей под Андреевским крестом не выпало таких крупных сражений, как Ютландское, между британцами и немцами. Но наши моряки честно выполняли свой долг: поддерживали фланги сухопутной армии, минировали вражеские фарватеры, громили огнём немцев и турок на берегу.
Основной задачей Балтийского флота была оборона Финского и Рижского заливов, Черноморского — захват проливов Босфор и Дарданеллы. Последнее не удалось из-за известных политических событий, но Кавказскую армию флот неизменно подкреплял. Северный морской театр имел немалое значение для обеспечения поставок оружия и стратегических материалов от союзников по кратчайшему пути из портов Европы в Архангельск и построенный в 1916 году Николаевск на Мурмане, да и германский торговый флот топить приходилось. Именно в Первую Мировую наш флот в полной мере овладел новыми видами оружия — подводными лодками и морской авиацией. И обо всём этом — в новой книге издательства «Посев», в 6-м выпуске серии «Голоса истории» (Великая война. Российский флот в 1914–1917 гг./сост., науч. ред., предисл. и коммент. Н.А. Кузнецов. — М.: Содружество «Посев», 2023, 936 с. ил.).
Сборник чрезвычайно разнообразен жанрово. Здесь вы найдёте архивные документы, мемуары, небольшие художественные произведения, его авторы — от матроса до адмирала, вспоминавшие о службе на трёх морях, о боях с германским и турецким флотами, о победах, поражениях, трагедиях, рабочей рутине и нехитрых флотских радостях. Большинство авторов — русские эмигранты, писавшие в журналы из Бельгийского Конго, Турции, Югославии, Японии, США. Это и неудивительно, учитывая, что безжалостные к людям в русских погонах Гражданская война и репрессии 30-х живых офицеров внутри России почти не оставили. А уцелевшие на Других Берегах мечтали вернуться и сберечь свои воспоминания, знания и опыт, надеясь, что это будет востребовано на Родине…
К счастью, они сохранили многое. Львиная доля опубликованного здесь ранее была недоступна российской аудитории, но вернулась к ней, пусть и небольшим тиражом (беда всей нынешней литературы). Моряки рассказывают (весьма хорошим литературным языком, кстати!) о действиях тральщиков, эсминцев и линкора «Слава» при обороне Моонзунда и Ирбенского пролива (чувствуется, что ряд этих работ изучал В.С. Пикуль), о становлении русской морской авиации, о боевых буднях подводников, наших и английских, о потоплении госпитальных судов «Португал» и «Вперёд», перевозивших раненых (читать очень грустно), о том, как английский адмирал Филлимор назвал черноморцев лучшими военными моряками мира…
Сборник завершается статьёй современного исследователя истории флота Б.В. Соломонова и взятыми из Российского Государственного Архива ВМФ боевыми расписаниями Балтийского и Черноморского флотов с 1914 по 1917 гг.
Книга, без сомнения, будет интересна всем любящим флот, военную историю и вообще прошлое нашего Отечества, такое трагичное, горькое, но поистине великое.
Василий Антонов
Источник: Слово