Кто остановит кладбищенских вандалов?

За последние годы участились случаи строительства на территориях вновь выявленных памятников истории и культуры: садов, парков, ландшафтов и иной древесно-кустарниковой растительности исторического значения г.Иркутска. Фактически должного контроля над этим никто их чиновником Государственных структур не осуществляет, а город брошен теперь на произвол судьбе, зависящей теперь от обнаглевших коммерсантов-строителей, которые обогащают свои карманы, делясь с коррумпированными чиновниками, за счёт продажи по баснословным ценам коммерческого жилья и офисов.

Список, найденный под сукном, стал достоянием общественности.

В недрах архива Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области хранится «Список вновь выявленных памятников истории и культуры: садов, парков, ландшафтов и иной древесно-кустарниковой растительности исторического значения г.Иркутска».

Список был разработан в 1997г., утверждён печатью ЦСН, согласован председателем Иркутского территориального комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов И.И.Ильяшевичем и начальником отдела охраны окружающей среды администрации г.Иркутска Е.В.Бояркиной.

Список по каким-то странным причинам ранее не опубликовывался, его никто не отменял и почему-то про него мало кто знает, даже специалисты.

Руководители Центра сохранения историко-культурного наследия почему-то постоянно утверждали, что список не готов или ещё не создан. Всё это создавало возможность властям города много лет бесконтрольно и безнаказанно «расправляться» со многими памятниками исторического наследия с целью извлечения баснословных прибылей.

Для того, чтобы общественность узнала о том, какие исторические территории, на которых расположены исторические памятники, сады и парки «усиленно охраняются Государством», непримиримые к уничтожению историко-культурного наследия, общественные деятели, опубликовали в этом году Список в популярном журнале «Проект Байкал» № 19.

В списке под номером 10 находится Амурское кладбище (Лисихинское), под номером 26 Старое Глазковское кладбище, а под номером 5 – Иерусалимское.

За последние годы городские власти облюбовали эти «скорбные» места под застройку, потому что это центр города, а на развитие коммуникаций минимум затрат.

Что станет со Старым Глазковским кладбищем?

Эпитафия на единственном сохранившемся памятнике:

«Одно у нас есть утешенье – творца Всевышнего молить,

чтоб в нашей скорби дал терпенье и память вечную хранить»

Под угрозой застройки со всех сторон теперь находится и Старое Глазковское кладбище.

Оно возникло в первой половине 19 века и теперь на этом месте, где местами торчат основания памятников, берёзовая реликтовая роща. Тут место захоронения около 10 тысяч умерших в Медведниковской больнице, находится братская могила 16-ти чехословацких легионеров, павших в Гражданскую в борьбе с большевиками, родные С.И.Медведева, Г.Подковырова и других иркутян, которые свято помнят их и приходят, чтобы помянуть. Геннадий Подковыров рассказывал мне, как при строительстве клуба общества глухонемых им. Горького выкапывали гробы. Депутат ЗС ИО А.В.Романов также в курсе этих событий, поскольку сам проживал недалеко от кладбища.

Однако Служба по сохранению историко-культурного наследия в лице В.П.Шахерова предоставила строителям акт экспертного заключения об отсутствии на территории, выделенной под строительства, мест захоронений! Данная экспертиза нуждается в серьёзной проверке, а прокуратуре необходимо проверить все согласования, данные строителям. Я уверен, что Екатерина Бояркина никак не могла подписать согласование по строительстве на кладбище, поскольку сама лично подписывала «Список вновь выявленных памятников истории и культуры: садов, парков, ландшафтов и иной древесно-кустарниковой растительности исторического значения г.Иркутска».

В судебных материалах по иску общественности, противостоящей уничтожению этого клуба им.Горького и застройки на его месте дома в 14 этажей, имеется экспертиза, удостоверяющая то, что в месте намечаемой застройки нет погребений, нет зоны некрополя. На самом деле это далеко не так, ибо есть свидетели, что именно на этом месте и находятся захоронения.

Засекреченная информация.

В ответ на мои требования предоставить к руководителю ОАО «Иркутскгражданпроект» А.Ю.Макарову с просьбой дать информацию и плане застройки кладбища, мне был дан ответ:

«ОАО «Иркутскгражданпроект» выполнял работу по проекту планировки территории…, заключённому с Администрацией г.Иркутска. Заказчик является собственником результата работ и всей соответствующей информации. ОАО «Иркутскгражданпроект» не имеет права ни в какой части передавать какую-либо информацию третьим лицам». Далее следовал совет обращаться непосредственно к заказчику.

От Администрации г.Иркутска не могут добиться предоставления информации по планам застройки не только отдельные граждане, но и общественные организации и даже государственные Федеральные структуры. Отказ в предоставлении информации, касающейся памятников историко-культурного наследия, противоречит даже самой Конституции РФ. «Засекречивается» такая информация для того, чтобы граждане не знали, что задумали чиновники сделать, ради своего обогащения в ущерб культуре, природе и экологии.

Как добыть общественности секретную информацию о планируемой застройке кладбища?

На противоположной стороне кладбища на границах с улицами 4-й Железнодорожной и Клары Цеткин, на месте спортивного корда и детского городка также в тайне от общественности задумано строительство. Об этом я уже точно узнал из ответа начальника управления по охране окружающей среды и экологической безопасности Администрации г.Иркутска Е.В.Бояркиной, которая отказалась согласовать подсунутые документы по строительству на кладбище: «Согласно информации Комитета по градостроительной политике администрации г.Иркутска часть территории Старого Глазковского кладбища предполагалось предоставить под организацию спортивного комплекса с подземной автостоянкой».

Председатель Комитета по градостроительной политике Е.А.Харитонов сообщил мне следующее: «…в соответствии с генеральным планом г.Иркутска, утверждённым решением городской Думы, земельный участок расположен в рекреационной зоне, зоне, занятой скверами, парками, бульварами». Чиновник намеренно обошёл вопрос о том, что выделенный участок расположен на кладбище, поставленном на Государственную охрану, и строить здесь запрещено, так же, как и запрещено строить на территориях скверов и парков.

В настоящее время строят внезапно и быстро. За пару дней и ночей «чёрные строители» могут выкопать экскаватором котлован для фундамента и все гробы будут подняты и с костями вывезены на свалку, поэтому уже сейчас надо бить тревогу, предупредить акт вандализма и святотатства, вычеркнуть из плана застройки кладбище.

На месте братской могилы чехословацких легионеров городские власти хотят воздвигнуть спортивный комплекс с гаражами, а Чехия – памятник.

Обеспокоены и потомки чешских легионеров, которые совместно с представителями обороны Чехии, имеют планы по восстановлению этим летом памятника на братской могиле своих земляков. На это уже выделены деньги, которые перечислены военно-мемориальной компании в Москве.

Историческая справка:

Чехословацкий корпус включился в Гражданскую войну, как союзник Белой Армии в борьбе за восстановление национальной государственности и порядка в России. Чешские эшелоны двигались по стране, заключившей Брестский мир с Германией в марте 1918 года. Они растянулись от Пензы до Владивостока. Союзное командование намеревалось использовать их для того, чтобы добить Австро-Германию и победой завершить Первую Мировую войну. Но это совсем не входило в планы немецкого командования. Ленину и Троцкому было дано указание разоружить чехов, посадить их в концлагеря, а сидящих там немецких и венгерских пленных выпустить на свободу, сформировав из них так называемые национальные бригады. Это большевики и сделали. 25 мая 1918 года нарком Л.Троцкий послал Сибирским совдепам телеграмму о разоружении эшелонов. Согласно инструкции, каждый чех, обнаруженный с оружием в руках, подлежал расстрелу на месте. Директива Троцкого была перехвачена и расценена, как объявление войны.

В Иркутске «разоружение» началось с нападения на эшелон в 4.45 утра 26 мая 1918 года. Этот состав уже был разоружён 23 мая в Красноярске, но красные и их союзники – немцы, венгры, анархисты, со своих эшелонов, стоящих на путях Иркутского вокзала, всё равно напали на безоружных чехословаков. Те не растерялись и голыми руками отбили нападение, захватили два пулемёта, винтовки, развернулись в боевой порядок и к середине дня 26 мая очистили от красных Глазковское предместье. Западнее, на станциях Батарейная и Половина, стояли ещё два состава. К ночи 27 мая они соединились, а к утру было достигнуто соглашение о беспрепятственном следовании всех трёх эшелонов.

В результате столкновения погибли 15 чехов, 37 оказались ранеными, а ещё один умер в больнице от заражения крови. Погибшие были отпеты в Николо-Иннокентьевской церкви и похоронены на Старом Глазковском кладбище. Позднее Временное Сибирское правительство оценило действия чехов и 26 мая было объявлено Днём освобождения Сибири. В 1919-м году чехи поставили памятник на братской могиле своих шестнадцати товарищей. Коммунисты уничтожили его в 1930-м году.

Вот как раз на месте этой братской могилы со стороны ул.4-й Железнодорожной и выделен участок под строительство.

Остановить вандалов может только противостояние общественности.

В Градостроительном кодексе РФ в Главе 1 п.3 говорится, что градостроительная деятельность должна учитываться в интересах настоящего и будущего поколений.

В статье 2 п.5 Кодекса также указывается об участии граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, а в п.10, что осуществление градостроительной деятельности должно быть с соблюдением требований по сохранению объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

Иркутяне не могут согласиться и смириться с тем, что на месте Старого Глазковского кладбища срубят берёзы и выстроят многоэтажные коммерческие элитные дома

Особая надежда на урегулирование возникшей проблемы теперь возлагается на Межконфессиональный Совет, Общественную палату Иркутской области, куда я обратился ещё в 2009г., и на Иркутское региональное отделение ВООПИиК.

Вернуть Россию к уважению к отеческим гробам.

Если говорить по большому счёту, то нужно вернуть Россию к уважению к отеческим гробам, уважению к могилам. Ситуация по готовящимся застройкам кладбищ в Иркутске относится к общей ситуации по России.

Сносят исторические памятники, происходит надругательство над могилами…и это просто из ряда вон выходящая ситуация. Дело в том, что сейчас необходимо переломить отношение к историческим и памятным местам на любом уровне, начиная от самого простого, и до уровня властей. Нужно искать пути решения этой проблемы по сохранению нашего историко-культурного наследия и памятных могил, а не идти по наиболее простому пути, для того, чтобы всё снести и тем самым насытить интересы неповоротливых современных строительных фирм.

Надо «бить во все колокола», чтобы остановить вандалов.

Души умерших должны вернуться к отеческим гробам, к праху предков, покоящихся с миром, чтобы восстать для жизни вечной.

Послесловие:

К великому сожалению моё обращение в прошлом году к А.В.Романову с просьбой встать на защиту Старого Глазковского кладбища, сделать депутатский запрос с целью выяснения планы застройки и тех, кто хочет строить, так и осталось безответным.

На Обращение в Общественную палату я получил ответ от С.А.Снарского, в котором он уверил меня, что этот вопрос будет вынесен на обсуждение обязательно, но до сих пор никакого обсуждения не произошло, а поставленный мною вопрос был наглухо забыт этой Общественной палатой.

Межконфессиональный Совет также остался безответныи,безучастным и равнодушным к переживаниям иркутян, чьи родственники похоронены на Старом Глазковском кладбище.

Я предполагал, что строители появятся вновь на территории и прилегающей территории Старого Глазковского кладбища, чтобы продолжить начатое (но прекращённое в результате сопротивления общественности и Народного контроля) в прошлом году своё чёрное дело.

Такое ненормальное положение дел со строительством на территориях вновь выявленных памятников истории и культуры: садов, парков, ландшафтов и иной древесно-кустарниковой растительности исторического значения г.Иркутска не ново.

И всё это возмутительное безобразие, этот вандализм и неуважение к праху усопших будет продолжаться бесконечно, поскольку ни депутаты, на Правительство Иркутской области, ни Губернатор Д.Ф.Мезенцев, ни власти города вместе с теперь уже новым мэром В.И.Кондрашовым, ни Общественная палата, ни правоохранительные органы не реагируют вовсе!!!

Руководство ИРО ВООПИиК ещё в прошлом году отправило письмо Губернатору Д.Ф.Мезенцеву . в котором в частности высказывалась просьба организовать в экстренной порядке встречу в губернаторском зале для обсуждения накопившихся проблем, но ответа так и не было.

Руководитель Иркутского регионального отделения общероссийской общественной организации «Собор Русского Народа»,

Председатель общественной инспекции по контролю за состоянием и реставрацией памятников истории и культуры при Президиуме ИРО ВООПИиК,

Председатель Иркутского городского отделения Общероссийской общественной организации «Журналисты России»

Григорий Красовский