Аналитическая записка о положении казаков, русских и других русскоязычных народов, проживающих на территории Карачаево-Черкесской Республики за период с 1989 года по настоящее время.
Ситуация имеющая место в Карачаево-Черкесской Республике по казацкому, русскому и другим не субъектообразующим народам приняла характер изживания этих народов с территории республики. В результате четко обозначились понятия субъектообразующего карачаево-черкесского народа и не субъектообразующего — т.е. казацкого, русского и остальных народов проживающих на ее территории.
1. Национальный состав населения КЧР согласно переписи населения 1959 г., 1989 г. и 2002 г., согласно статистических данных по КЧР на 2005 г. и аналитических данных автора на 2009 год включительно
Годы | Всего человек | Русские | Карачаевцы | Черкесы | Абазины | Ногайцы | Другие | ||||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | ||
1959 | 284723 | 148288 | 52,0 | 67830 | 23,8 | 24140 | 8,5 | 18160 | 6,4 | 8903 | 3,1 | 17400 | 6,0 |
1989 | 414970 | 175931 | 42,4 | 129449 | 31 | 40241 | 9,7 | 27475 | 6,6 | 13990 | 3,1 | 28881 | 7,0 |
2002 | 439801 | 147772 | 33,6 | 169089 | 38,4 | 49549 | 11,3 | 34480 | 7,5 | 1459 | 3,4 | 24320 | 5,4 |
Прирост с 1959-2002 (43 г.) | 155000 | +516 | 101239 | 250 | +25409 | 205,2 | 16320 | 18,3 | +5687 | ||||
Прирост с 1989-2002 (13 л.) | +24831 | -28159 | -19 | 39640 | 23,4 | +9308 | 18,8 | +7005 | 20,3 | +594 | 4,1 | -4561 | -19 |
Ср.прирост в год с 1989-2002 | -2166 | -1,46 | +3049 | +1,8 | +716 | +1,45 | +539 | 1,56 | +46 | +0,3 | -351 | -1,46 | |
2005 | 423253 | 138048 | 32,6 | 167751 | 39,6 | 48755 | 11,3 | 33888 | 8,0 | 14105 | 3,3 | 20671 | 4,0 |
Ср.прирост в год с 1989-2005 (15 л) | 7241 (1,7%) | -37883 | -21,5 | +38302 | 29,6 | 8514 | 21,1 | 6413 | 23,3 | 115 | 0,85 | -8210 | -28,4 |
Прирост с 2003-2005 (3 г.) | -16548 (-3,8%) | -9724 | -6,6 | -1338 | -0,8 | -1016 | -1,6 | -592 | -1,7 | -485 | -3,3 | -3649 | -15,0 |
Ср.прирост с 2003-2005 (3 г.) | -5516 (-1,5) | -3241 | -2,2 | -446 | 0,26 | -329 | 0,53 | -197 | -0,56 | -162 | -1,1 | -1216 | -5,0 |
Анализ показывает, что в Карачаево-Черкесской Республике;
1. Казаков, русских и других народов было в 1989 г. 204812 чел. – 49,4%
2. Карачаевцев, черкесов, абазин, ногайцев в 1989 г. 210158 чел. – 50,6%
Т.е. почти поровну. А через 16 лет – в 2005 году первых уменьшилось на 46093 чел.(-) 2,5%; вторых увеличилось на 53334 чел.(+)25,4%. Т.е разница в приросте между казаками, русскими и субъектообразующими народами составила за 16 лет 48% или 99,5 тыс. человек. Иными словами в КЧР с 1989-2005 год не появилось 100, 0 тысяч человек казаков и русских. Вопрос – почему? Чей в этом Интерес?
Основываясь на вышеуказанные данные, среднегодовой прирост русских составил:
русские | другие | |
За 1989-2002 г.г. | – 2166 чел (-1,46%) | -351 чел.(-1,46%) |
За 2003-2005 г.г. | -3241 чел. (-2,2%) | -1216 чел. (-5,0%) |
Разница в приросте | -1075 чел. (-0,7%) | -865 чел. (-3,5%) |
Соотношение(разы) | 1,5 (раза) | 3,5 (раза) |
Т.е. в 2003-2005г.г. в 1.5 раза увеличилось уменьшение казаков и русских при уменьшении временного показателя в 5 раз.
Подсчеты показывают, что за 2006-2009 г.г. (т.е. 4года) стало меньше русских на 32 тыс. человек, и других на 14 тыс. человек и их численность составляет на 2010 год примерно 105 тыс. человек или 25% от общего числа жителей Карачаево-Черкесской Республики. При таком прогрессирующем уменьшении к 2015 году русских останется примерно 10 тысяч человек. Данные национального состава населения КЧР с 2006 года тщательно скрываются.
С 1989 гола в КЧР национальная политика осуществляется только в отношении титульных (т.е. субъектообразующих) народов. К казакам и русскоязычным народам, как видно из аналитики национального состава, проводится целенаправленная действенная политика вытеснения из республики.
В Карачаево-Черкесии завершён раздел по национальным районам. К уже существующим двум карачаевским 170-тысячным и черкесским 50-тысячным районам появились абазинский 34-тысячный и ногайский 14-тысячный районы.
100 – 110 тысяч казаков и русских, как оказалось, не имеют права на создание своих районов на территории КЧР. В результате исход казаков и русских стал неизбежен.
50 лет назад на территории КЧР (КЧАО) было 56 поселений, где казаки и русские составляли 90,0%. Сегодня таких поселений осталось четыре – это ст. Исправная, пос. Курджиново, пос.Уруп, пос. Ударный.
Немаловажную роль в оттоке казаков и русских играет кадровая политика в республике, которая доведена до минимума: русских в управлении от 2 до 7%. К примеру, в министерстве сельского хозяйства русских работников только 4%, примерно такой же показатель в министерствах социальной защиты, имущественных отношений и т.д.
Что касается законодательной власти КЧР, то на протяжении всего существования этого органа туда могут попасть только те лица, которые устраивают власть предержащие (титульные) круги, и по национальному составу они должны быть меньше субъектообразующих представителей.
Наглядно это выглядит так: всего депутатов Народного Собрания (Парламента КЧР) – 73 единицы, русские имели и имеют:
в 1995г. – 26 мест
в 1998г. – 23 места
в 2003г.- 13 мест
в 2008г.- 18мест
Карачаевцы преобладают во всех сферах власти:
1. В исполнительной власти – 44%;
2. Контрольно-счётной палате – 42%;
3. Избирательной комиссии – 52%;.
4. Департаменте судебных приставов – 80%;
5. Следственных органах МВД КЧР – 70%;
6. ГИБДД КЧР – 80%;
7. Прокуратура – более 50%;
8. Суды – более 50%;
9. Депутатский корпус КЧР – более 50%; (русских – 20%)
В представительстве Совета Федерации РФ – русских нет на протяжении существования Карачаево-Черкесской Республики.
О паритете власти в КЧР трудно говорить. Ее ветви сформированы с учетом интересов представителей титульных народов и распределены прямо пропорционально значимости ведомственной структуры и национальной принадлежности ее руководителя, и поделены между представителями титульных народов на значимые, через которые проходят денежные потоки, и просто должности, на которые ставят русских для создания «паритета» власти. Через русских руководителей проходит только 5-7% денежных средств республики.
Что касается выборов всех уровней, то это спектакль с фарсом и хамством, в результате которого ставятся на управленческие должности нужные люди определенному клану.
В Зеленчукском районе – районе крупных казацких станиц и хуторов глава района – карачаевец, глава администрации этого района Беланов Н.А. – ставленник карачаевца Каитова, Северо – Кавказского магната.
Со стороны казаков к этим руководителям много претензий. В частности казаки получили земельные паи, а вот объекты недвижимости на них (скотоводческие фермы, цеха, полевые станы и т.д.) оказались в собственности у карачаевцев Последние вместе с объектами недвижимости используют и наделы казаков. Результат: карачаевцы получают прибыль от выгула скота, казаки – убытки от вытоптанных скотом наделов. Власть района на все это реагирует по принципу: «а Васька слушает, да ест».
При таких обстоятельствах у казаков один выход искать лучшей доли, вот и покидают станичники родовые места. Развитие культуры русского и казачьего этноса в КЧР сведено до минимума. Это касается как культурных мероприятий их коллективов и поддержки, так и освещения и пропаганды русской культуры на телевидении, радио и вообще в СМИ. Казаки не имеют своего печатного органа, который бы финансировался за счет бюджета КЧР.
В республике нарушен уклад жизни казаков и русских и это, прежде всего, растущая радикальная исламизация региона.
За последние 15 лет в КЧР построено и работает 122 мечети. Православных церквей 25, из них 5 построены в IX веке, 2 в XIX веке.
Вес жители КЧР вынуждены жить в режиме работы исламских общин, под рёв установленных на мечетях микрофонов и усиливающих обыкновенный звук в сотню раз. 1-й рёв микрофонов в летний период начинается в 3ч. 20 мин. ночи, в течение дня проводится 5-6 раз, и заканчивается в 23 ч. 00 мин.
В административном центре, в г. Черкесске, наблюдаются всенощные стрельбища в виде фейерверков, обыкновенной стрельбы и криминальных разборок. Этого натиска, который уже влияет на здоровье, русские не выдерживают и используют один выход: «уйти от греха подальше», и, как правило, за пределы республики (кстати по этой причине уже начали покидать республику жители субъектообразующих народов).
Исполнительная власть и правоохранительные органы бездействуют.
Ситуация, сложившаяся с русским населением на территории КЧР, позволяет сделать вывод;
1. русские (казаки) находятся вне зоны внимания органов власти республики и фактически этому народу (русским) в республике не определено место в процессе национально – административного обустройства субъекта и в его развитии.
2. В высших эшелонах республиканской, муниципальной власти и правоохранительных органах имеет место коррупция с приоритетом национальной принадлежности. В результате имеет место игнорирования и невыполнения указанными органами Российских законов, что ведет к массовому нарушению прав человека и отток русского населения из республики ввиду его национальной незащищенности.
Председатель Совета общественного движения «Казачка» КЧР
Татьяна Лагутенко