Абсалитдин Мурзаев о проблемах кумыкского народа

  • Post category:Статьи

Официальный сайт СРН продолжает публикацию материалов Съезда кумыкского народа, на этот раз – доклад Абсалитдина Мурзаева, председателя Совета старейшин кумыкского народа.

Уважаемые делегаты, дорогие гости и приглашенные!

На сегодняшнем съезде мы должны определиться, как защитить наши права и национальные интересы.

Дагестан – многонациональная республика. Мы за дружбу народов, но когда в Республике должна проводиться политика неукоснительного соблюдения принципа равенства прав и справедливого учета интересов всех народов, по отношению к кумыкскому народу и другим коренным народам, населяющим равнину, этот принцип систематически и целенаправленно нарушается.

Как Вы знаете, различные кумыкские общины, общественные организации, отдельные общественные деятели кумыкской национальности неоднократно поднимали «кумыкский вопрос» и пытались привлечь к проблемам кумыков внимание, как республиканских, так и федеральных властных структур. Однако катастрофическое положение кумыкского народа не становится лучше. Кумыкских вопросов много, но главное – это земля!

Кумыкский народ из года в год медленно, но верно теряет свои земли, становится на исторической территории своего проживания национальным меньшинством.

Свидетельством тому является тот факт, что коренные жители равнины, имевшие самую высокую землеобеспеченность на одного жителя, превратились в самые наименее землеобеспеченные.

Согласно справке контрольно-финансового управления при Президенте РД, на одного жителя Бабаюртовского района приходится 0,52 га земель сельхозназначения, а в отдельных поселениях и того меньше; а на проживающих в районе вольнопоселенцев-отгонников – 30 га. Местные жители района платят за аренду 1 га земли от 200 руб. до 500 руб., тогда как отгонникам установлено от 9 до 11 рублей.

Не лучшая ситуация с землепользованием у местного населения в МО «Кумторкалинский район», где местным жителям установлена арендная плата за 1 га земли от 400 до 600 руб., напротив арендной платы отгонников – 20 руб. .

Таким образом, для кумыкского народа вопрос о земле – это национальный вопрос, так как для них реальной стала угроза потери самобытности как этноса из-за потери этнической территории. Стараются уводить тему разговорами о мифических «дагестанских» землях «от Аллаха». Появляются лозунги: «Землю тем, кто может ее обработать!».

Отношения к земле просто как к экономическому активу, а не как к основе жизни, не только не приведет к ослаблению межнациональных конфликтов, но вызовет их резкое усиление.

Актуальность этой темы на Северном Кавказе на порядок выше, так как кроме характерных для всей страны негативных последствий как осложнение социально-экономического развития, подрыв доверия к органам власти, у нас в регионе подпитывает межэтническую напряженность, национальный сепаратизм, способствует расширению социальной базы экстремистских течений.

Кто может не согласиться с утверждением Шейха накшбандийского тариката, магистра религиоведения, одного из самых крупных богослововских алимов России Ильяс-Хаджи, когда он заявлял: «Сегодня кончается генетическая сытость кумыков, а это говорит о том, что нам пора показывать зубы». В позапрошлом году в Хасавюртовском районе были уничтожены около 50-ти человек кумыкской молодежи. Они не были боевиками, но тем не менее, они уничтожены с подачи некоторых чиновников на местах при помощи спецназа. И ни один чиновник-кумык не подал свой голос по этому поводу. В последние 50-60 лет все, кто руководили республикой, вели кумыкский народ к тому, в каком положении он оказался. Нет никакой национальной политики, особенно сейчас. Вся привилегия тем, то бряцает оружием и не желает соблюдать никакие законы».

Все серьезные эксперты-кавказоведы: Денис Соколов, Ирина Стародубровская, Константин Казенин, Юрий Карпов разделяют диагноз, поставленный Ильяс-Хаджи:

«К сожалению, кумыки так и не осознали, что они давно утратили свою Родину и находятся в положении ущемленного во всех правах народа. Если говорить о своем народе, пытаешься воспитать в нем патриотизм по отношению к Родине и народу, то сразу твои слова переводят в плоскость национальных отношений».

Еще в 2000 г. в своем письме №896-1-09 от 22.08.2000 г. Правительству РД министр по национальной политике РД Магомедсалих Гусаев,потверждая обоснованность и справедливость требований позиции Ильяс-Хаджи, внес конкретные предложения по вопросу правового урегулирования проблем коренных народов, оказавшихся в численном меньшинстве в местах коренного равнинного населения (кумыки, русские, ногайцы, чеченцы), где возникают проблемы, требующие законодательного регулирования.

Земля в первую очередь – ареал проживания, а народ – территориальная общность. Несмотря на массовую миграцию, глобальную трансформацию мирового этнокультурного пространства, значение «земли» , «территории», как этнических ценностей не утрачено, особенно в Дагестане.

В РД идет вторичный передел земли как территориального объекта. Изыскиваются формы, методы, инструменты узаконения и закрепления в собственность земель, которые получены в результате коррупционных схем. Речь идет о землях отгонного животноводства, рекреационных землях и землях лесного фонда, землях пригородных Карабудахкентского и Кумторкалинского районов. Вокруг них идет латентная ожесточенная схватка. Иногда выливается в открытое противостояние между жителями Бабаюртовского и Казбековского районов РД, жителями Агач-аул Карабудахкентского района и Карамахи Буйнакского района, притаркинских поселков г. Махачкалы и переселенцами Новолакского района.

По переписи 1926 г., в Кизилюртовском районе 79,6% населения составляли кумыки, а аварцы лишь 4,8%. Сегодня аварцев 80%, а кумыков – не более 10%. Поэтому газета лезгинской общественности «Голос Родины», когда в 2009 г. Муху Алиев хотел провести кандидатуру своего человека в мэры Дербента, написали, что в Южном Дагестане с лезгинами хотят поступить, как уже поступили с кумыками, т.е. захватить их земли.

У Бабаюртовского района в распоряжении осталось 16,8 % территории, Кумторкалинского – 20 %, у Каякентского района –около 50%

Территориальные претензии могут «замораживаться» политической волей, что мы наблюдаем сегодня, но и «размораживаются» при определенных условиях. Такая нестабильность несет потенциал непредсказуемости, грозящей социальными и политическими катаклизмами. Вопросами надо заниматься, нужна ясность, как подходить без эмоций к нашему общежитию на одной земле, которую никто с собой никуда не унесет.

С другой стороны, есть ответственность за то, чтобы оставить потомкам хотя бы те территории, что получили от предков в качестве Родины. Иначе перспективы сохранить свою кумыкскую идентичность в многоликом мире сомнительны.

Сегодня даже школьники знают, что произошло с равнинными кумыкскими землями, когда в результате хищнического отношения, бесконтрольной эксплуатации до ее истощения, опустынивания, омертвения поверхностного слоя, стало невозможным использование этих земель как земли полноценные.

Это не выдумки кумыков, а объективное заключение ученых, сделанное на основе тщательных научных исследований состояния равнинных земель. Это больно видеть любому из нас, а тем, кто считает себя историческим хозяином этих земель, смотреть на это просто невыносимо.

По сведениям, представленным ГКУ «Республиканское управление отгонного животноводства», земли отгонного животноводства,предназначенные для выпаса скота в зимний период, предоставленные в аренду, арендаторами не освобождаются, перегон скота на летние пастбища не осуществляется. Как следствие, значительно уменьшается обсеменение пастбищ, что приводит к ухудшению их травяного покрова.

В 2013 году на зимних пастбищах находилось 1 669,1 тыс. голов МРС, из них перевезены на летние пастбища 764,8 тыс. голов или 45,8%. Кроме того, с зимних пастбищ ежегодно не вывозятся на летние пастбища более 170 тыс. голов КРС.

И мы очень надеемся, что остальные братские народы Дагестана поймут наши чувства, тем более в конечном счете от оздоровления и сохранения этих земель выиграет весь Дагестан, все его народы.

Надо признать, что коренные народы Дагестана с пониманием относятся к кумыкскому сопротивлению против своего этнического обезличивания, а также лишения перспектив национального и гражданского развития.

Есть сочувствующие и поддерживающие, но есть и такие, которые относятся к инициативам кумыков по сохранению и контролю над своими землями настороженно, подозрительно, с необоснованной опаской. Им следовало бы знать, что ни одно из требований кумыкской общественности не направлено против других народов, которых кумыки рассматривают как своих братьев по вере и историческому прошлому. Однако доброе, уважительное наше отношение к другим народам, дружелюбие и толерантность в отношении них обернулось против нас самих.

Мы не виним в этом дагестанские народы – это произошло не по их вине.

Повернуть из политического и национального вопрос о земле в РД можно, но жестко противостоит региональная элита правящих этносов, которые формальными и неформальными методами, влияя на правила игры, добивается завладения равнинными землями. Мы убеждены, что ни один дагестанец любой национальности не осудит кумыков за их вполне естественное желание сохраниться как народ, как нация на своей исторической земле.

Если бы не было этнического протекционизма при неконтролируемой миграции с гор на равнину, можно было бы сохранить территорию компактного проживания кумыков.

Республиканским бюджетом РД на 2013 год поступление доходов от сдачи в аренду земельных участков установлено в сумме 26 500,0 тыс. рублей.

В нарушение статей 32, 37, 42 и 57 Бюджетного кодекса РФ при формировании республиканского бюджета РД на 2013 год планирование арендных платежей было произведено без учета фактически заключенных договоров аренды. Так, на 1 января 2013 года заключено договоров аренды земельных участков с установленной суммой платежей на сумму 54 598,8 тыс. рублей.

Кроме того, не была учтена имеющаяся задолженность арендаторов на 1 января 2013 года в сумме 20 831,8 тыс. рублей. Таким образом, планируемые показатели платежей от сдачи в аренду земельных участков на 2013 год были занижены на 48 930,6 тыс. рублей.

В 2013 году Мингосимуществом РД заключено 187 договоров аренды земельных участков общей площадью 100 999,16 га с объемом арендной платы в сумме 9 211,6 тыс. рублей в расчете на год. Средняя стоимость 1 га переданных в аренду земельных участков составляет 91,21 рублей.

Распоряжением Правительства РД от 25 марта 2013 года № 54-р СЫТ «Гаджиали Даниялов» (г. Махачкала) предоставлен в аренду земельный участок площадью 468,4 га, расположенный на территории Кумторкалинского района, сроком на 49 лет, для ведения садоводства. Проверка показала, что арендуемый земельный участок не используется для ведения садоводства. На земельном участке образован населённый пункт (3 ООО хозяйств-домовладений), который полностью газифицирован, снабжён линиями водо- и электроснабжения. На территории населенного пункта расположены различные производственные объекты. В то же время отсутствует социальная инфраструктура, за исключением медицинской амбулатории. Согласно договору арендная плата за пользование земельным участком составляет 2 154,8 тыс. рублей в год. При этом руководством СНТ «Гаджиали Даниялов» для каждого домовладения определена арендная платы в сумме 500 рублей в год.

Договором от 23 июля 2010 года ГУП «Тидибский» Шамильского района переданы в аренду 3 680 га земель, расположенных на территории Кумторкалинского района, для организации сельскохозяйственного производства, сроком на 49 лет. Проверкой установлено, что на арендуемом земельном участке располагается жилые дома (около 30 домовладений) и производственные объекты (сварочный цех). У владельцев домовладений отсутствуют какие либо правоустанавливающие документы.

А самая низкая обеспеченность….

В 9 муниципальных районах обеспеченность школами  составляет ниже 70%, в частности в:

– Кумторкалинском  районе  – 38,7%;

– Хасавюртовском районе – 59%;

– Карабудахкентском районе – 64,3%.

Наиболее низкие показатели обеспеченности больничными учреждениями в сле​дующих 8 муниципальных образованиях (менее 40 койко-мест):

– Кумторкалинском  районе  – 18,2 койко-места или 13,5%;

– Карабудахкентском районе – 29,6 койко-места или 22%;

– Каякентском районе – 21,6 койко-места или 22,2%…

Для того, чтобы сдвинуть ситуацию в Дагестане в лучшую сторону, предлагаются различные варианты. От борьбы с коррупцией до всевозможных инвестиционных проектов. В основе всех предлагаемых мер лежит использование кумыкских территорий. И немалых. При внимательном рассмотрении мы при этом не увидим главного выгодоприобретателя — кумыкского народа. Есть интересы различных финансовых групп, политических кланов, отдельных «авторитетных и очень уважаемых» людей. Но самого народа нет. Он даже не статист. Лишь наблюдатель. Из процесса исключены не только кумыкские джамааты, но и органы МСУ кумыкских районов.

Один из специалистов заметил в беседе с корреспондентом «НГ», что в советское время в Дагестане было зафиксировано 36 народов, а с принятием новой Конституции сошлись на наличии 14 титульных народов, которые были представлены в госсовете республики. Объяснялось это тем, что у них есть своя письменность. Через 10–15 лет в Дагестане останутся всего несколько народов. Потому что у них будет своя земля. Самым большим стимулятором такого «укрупнения» народов, а на деле вытеснения не облаченных властью малочисленных и равнинных народов, станут законы о земле. Мы это сегодня видим….

Эти законы продолжают использоваться как инструмент для ползучей этнической экспансии на территории компактного проживания коренных народов равнины.

Общая площадь земель, находящихся в государственной собственности РД, составляет 1 802 045,4 га, в том числе: земли отгонного животноводства – 1 712 000 га (из них 152,0 тыс. га скотопрогоны); земли, закрепленные за государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями – 89 900 га; земли, находящиеся под газопроводами – 14,7 га; земли, находящиеся на побережье Каспийского моря – 130,7 га.

По состоянию на 1 января 2014 года Мингосимуществом РД заключено 1 240 договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности РД, общей площадью 1 096 254,7 га.

Таким образом, земли площадью 615 876 га (1 802 045,4 – 1 096 254,7 – 89,9 – 14,7), не используются.

Современное положение кумыкского народа оценено нами как угроза его полному исчезновению как самобытного этноса и как требующее принятия срочных и эффективных мер, направленных на его политическое, экономическое, духовное и культурное возрождение.

Президент РФ Путин В.В. подчеркивал на заседании Совета Безопасности РФ: “Первая приоритетная задача – это последовательная работа по укреплению межнационального согласия, грамотная миграционная политика, жёсткое реагирование на факты бездействия должностных лиц или преступления, которые могут быть спровоцированы конфликтами на межнациональной почве.

Это задачи для всех уровней власти: от федеральной до муниципальной. И конечно, крайне важно, чтобы активную позицию занимало наше гражданское общество, реагировало на факты нарушения прав и свобод человека, вносило свой вклад в профилактику радикализма и экстремизма”.

Проблемы Дагестана практически не отличаются от тех, с которыми сталкиваются на Ставрополье.

На днях в Пятигорске прошел чрезвычайный съезд кумыкского народа, собравший около четырехсот делегатов. Главный вопрос в повестке дня: социально-экономическое положение равнинных поселений кумыков в местах их традиционного проживания.

Не думается, что съезд готовили как демарш по случаю вступления в должность нового главы республики Рамазана Абдулатипова, который активно сейчас занят кадровыми перестановками. Хотели бы припереть к стенке региональную власть и давили бы на нее.
Но речь идет о последней надежде – на Путина. А если президент не поможет, кому писать тогда, Богу?

Можно, конечно, съезд кумыков расценить как проявление этнического национализма, и те, кому он не понравился, скорее всего, так и сделают. Но, стоит заметить, что пока эти «националисты» в своих требованиях остаются в пределах российского политико-правового пространства, и апеллируют не к Совету Европы, а к Москве и лично Путину.

Сегодня надежда появилась…

В ситуации вокруг Крыма как в зеркале отразилось то, что происходит сейчас, да и происходило на протяжении последних десятилетий с кумыками.

Выступая на Совете Федерации Путин В.В. заявил:

“Крым – это и уникальный сплав культур и традиций разных народов. И этим он так похож на большую Россию, где в течение веков не исчез, не растворился ни один этнос”.

Мы заявляем, есть такой народ-кумыки, если российские власти не дадут объективную оценку, он исчезнет с этнической карты России.

Президент РФ дальше в своей речи подчеркнул:

«Если до упора сжимать пружину, она когда-нибудь с силой разожмётся. Надо помнить об этом всегда.

Чтобы понять, почему был сделан именно такой выбор, достаточно знать историю Крыма, знать, что значила и значит Россия для Крыма и Крым для России.

В Крыму буквально всё пронизано нашей общей историей и гордостью. Здесь древний Херсонес, где принял крещение святой князь Владимир. Его духовный подвиг – обращение к православию – предопределил общую культурную, ценностную, цивилизационную основу, которая объединяет народы России, Украины и Белоруссии.

После революции большевики по разным соображениям, пусть Бог им будет судья, включили в состав Украинской союзной республики значительные территории исторического юга России

Для нас важно другое: это решение было принято с очевидными нарушениями действовавших даже тогда конституционных норм. Вопрос решили кулуарно, междусобойчиком. Естественно, что в условиях тоталитарного государства у жителей Крыма и Севастополя ни о чём не спрашивали. Просто поставили перед фактом».

Пользуясь тем, что в условиях прежнего режима, открытая критика государственной политики была крайне опасной и просто невозможной, власти всех уровней продолжали массовое переселение горцев, сделав это главной своей задачей. И уже после 60-х годов переселенческая политика приобрела яркую националистическую окраску. Фактически стало проводиться систематическое изъятие земель у коренных народов равнины и передача их переселенцам для использования на льготных условиях.

«Вместе с тем надо тоже откровенно признать, что и сама Россия, запустив парад суверенитетов, способствовала развалу Советского Союза, а при оформлении распада СССР забыли и про Крым, и про главную базу Черноморского флота – Севастополь. Миллионы русских легли спать в одной стране, а проснулись за границей, в одночасье оказались национальными меньшинствами в бывших со юзных республиках.

Сегодня, спустя уже много лет, я слышал, как крымчане, совсем недавно, говорят, что тогда, в 1991 году, их передали из рук в руки просто как мешок картошки. Трудно с этим не согласиться. Российское государство, что же оно? Ну что, Россия? Опустила голову и смирилась, проглотила эту обиду. Наша страна находилась тогда в таком тяжёлом состоянии, что просто не могла реально защитить свои интересы. Но люди не могли смириться с вопиющей исторической несправедливостью. Все эти годы и граждане, и многие общественные деятели неоднократно поднимали эту тему, говорили, что Крым – это исконно русская земля, а Севастополь – русский город, что русские и русскоязычные граждане на Украине, особенно на её юго-востоке и в Крыму, будут жить в условиях дружественного, демократического, цивилизованного государства, что их законные интересы будут обеспечены в соответствии с нормами международного права».

Для нашего народа, теряющего свои позиции на своей же родной земле, может быть очень интересным и востребованным пример стойкости и самосохранения крымско-татарского народа, как говорится «всем смертям назло».

Понимая, что устранение последствий учинявшегося в отношении кумыкского народа не могут быть преодолены исключительно усилиями республиканских властей, мы исходим из того, что процесс восстановления прав кумыкского народа должен стать предметом особой заботы и внимания Российского государства.

В начале 2000-х гг. наметились тенденции в рамках централизации и укрепления федеральной власти и игнорирования этнополитической проблематики в субъектах РФ. Для этого были включены механизмы унитаризации РФ, а акцент федерализма с национально-государственного был перенесен на территориально-экономические принципы (создание округов). Эти установки нашли поддержку в Дагестане среди сторонников унитарного Дагестана; в соответствии с централизаторской реформой в республике были упразднены Госсовет и «национальные округа». Последние парламентские выборы по системе национальных избирательных округов прошли в Дагестане в марте 2003 г.

Сохранение единства Дагестана возможно при условии изменения формы его государственности и обеспечении верховенства прав народов и прав человека. В настоящее время все еще рано говорить о том, что дагестанская государственность, система власти со всеми их атрибутами достигли достаточно зрелого уровня развития и способны одинаково эффективно выполнять все возлагаемые на них социально-политические функции. Система государственного устройства в республике все еще находится в стадии становления.

Как показали события последних 10— 15 лет, в СССР в целом и в Дагестане в частности была достигнута лишь видимость разрешения национального вопроса, и для преодоления существующих межнациональных противоречий и возможных конфликтов нужны совершенно иные модели и подходы. Обосновывается тезис о необходимости преобразования нынешнего государственного устройства Республики Дагестан.

По мнению автора, “сохранению единства народов Дагестана, их самобытности, с одной стороны, и гармонизации межнациональных отношений при сохранении единства и целостности республики, с другой, способствовало бы глубокое реформирование ее конституции, строго основываясь на международно-признанных демократических принципах”.

Обоснован тезис о том, что для такой многообразной в географическом, социально-экономическом, этнонациональном, конфессиональном и т.д. отношениях республики, как Дагестан, оптимальные результаты в плане государственно-административного управления и строительства политической демократии и правового государства может дать федерализация или автономизация, предполагающая, прежде всего децентрализацию властных структур и полномочий и системы принятия решений. В этом контексте разработан и предложен комплекс возможных форм и путей реформирования государственного устройства на путях децентрализации властной системы как наиболее приемлемый путь сохранения и укрепления единства Республики Дагестан.

Мы настаиваем на национально-территориальной автономии. Этот формат предусматривает закрепление за территорией проживания нацменьшинства самостоятельности в решении вопросов внутренней жизни.

Наименее удачным разделение на территориальные округа оказалось для кумыков,так какон разрывает нашу этническую территорию.Для Дагестана в целях совершенствования государственной системы управления необходимо создание национально-территориальных округов и восстановление структуры Конституционного Собрания, на котором избирается глава государства (Председатель Госсовета), а высший коллегиальный орган исполнительной власти (Государственный Совет) формируется так, чтобы в нем строго обеспечивалось пропорциональное представительство основных национальностей Дагестана. При этом должна быть обязательная ротация Председателя Госсовета через определенный срок. Еще в ходе трех республиканских референдумов (28 июля 1992 года, 12 декабря 1993 года и 7 марта 1999 года) жители Дагестана высказывались против президентской модели власти (соответственно 87,9%, 68,1 % и 74,8%).

В 1920 году большевиками была провозглашена дагестанская автономия, которая обрекла кумыков на безстатусное, безсубъектное существование в составе Дагестана и России. Борьба лидеров кумыкского народа (Д. Коркмас) за повышение его статуса и создание полноценной государственности, учитывающей полиэтничность, не увенчалась успехом. А сами лидеры были обвинены в пантюркизме и буржуазном национализме и репрессированы, в том числе глава дагестанского правительства Дж. Коркмас. Впоследствии национальные в своей основе территориальные округа, возникшие на этнотерриториальной основе были преобразованы в 7 административных районов – Буйнакский, Каякентский, Карабудахкентский, Коркмаскалинский, Кизилюртовский, Бабаюртовский и Хасавюртовский, которые существуют и в настоящее время.

«Харим джамаата принадлежит ему, поэтому никто другой не может его захватить или овладеть им» (Ибну-Хажар, Том 6, с. 235.). Харим переводится с арабского как запрещенная или запретная зона для других, следовательно земли данного джамаата запретны для других.

 

Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments