Программа Национального совета кумыков

  • Post category:Статьи

Публикуем текст стратегической Программы Национального совета кумыков “Самосохранение и развитие кумыкского народа”.

Положения данной Программы следуют Конституции РФ, Конвенции ООН «О предупреждении геноцида и наказании за него» (Нью-Йорк, 9.12.1948), Декларации Генеральной Ассамблеи ООН «О правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам» (18.12.1992), основывается на общепризнанных нормах международных документов, гарантирующих право на самоопределение – Устава ООН, резолюции № 1514 (XV) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1960 года, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятой 24 октября 1970 года, и других; опирается на Декларацию ООН «О правах коренных народов» от 13 сентября 2007 года, предусматривающей, в частности:

а) право коренного народа на самоопределение (статья 3),

б) право коренного народа на автономию и самоуправление (статья 4),

в) право коренного народа на полноценное участие – по собственному выбору – в политической, экономической, социальной и культурной жизни государства своего проживания (статья 5),

г) право коренного народа на доступ и быстрое решение в рамках справедливых процедур урегулирования конфликтов и споров с государствами и другими сторонами (статья 40);

подтверждает неукоснительное стремление к укреплению и дальнейшему развитию отношений между кумыками и всеми другими народами, населяющими Дагестан на основе взаимного уважения, признания человеческих и гражданских прав и интересов, равного соблюдения политических, экономических, культурных, религиозных и иных законных прав.

Трагедия кумыкского народа, начавшаяся с момента планового переселения горцев на равнину и имевшая продолжение в виде их стихийной миграции сегодня достигла своего апогея. Кумыки стали национальным меньшинством на своей исторической территории расселения, перед ними встала угроза исчезновения как самобытного этноса. Это результат продолжавшегося многолетнего административно-командного диктата, который попирает международно-правовые нормы, регламентирующие отношения между народами, и в частности, статьи 1,2 специальной Конвенции МОТ о преимущественном или исключительном праве Коренного этноса на свою территорию.

Самоопределение коренных народов сегодня звучит как синоним самосохранения этих народов. Необходим контроль коренных народов над своей судьбой, необходима защита прав этих народов на пользование своими языками, на развитие своих культур, на пользование своей землей и ресурсами. Необходимо самоопределение коренных народов внутри существующих государств.

Коренные жители равнины оказались в меньшинстве, потеряли компактность проживания, что сегодня, наряду с другими негативными явлениями, уже реально угрожает самому сохранению коренных народов равнины как этносов.

Дагестан – многонациональная республика, и раз уж эти нации федеральный центр обрек на совместное проживание в одном административном образовании, то их отношения должны быть поставлены на правовую основу. Соединив в одну республику множество различных народов и их территории, Россия не обеспечила им никаких гарантий защиты их прав и полноценного национального развития.

Декларативные формулировки в Конституции и в законах на деле ничем не подкреплены. Нет полноценного учета интересов каждого народа, как нет и четко прописанных правовых механизмов, на практике позволяющих гарантировать нашему народу защиту его прошлого, настоящего и будущего. Не обеспечена защита прав как политико-экономических, так и культурно-образовательных, особенно вопросов языка и территории. Этого нет уже много десятилетий. Делается это намеренно и целенаправленно, и никакая власть об этом не думает, и думать не собирается. Такое положение дел уничтожает кумыков, и какой смысл нам тогда в совместном с другими народами проживании. Какова в таком случае наша кумыкская национальная перспектива? Какое кумыкское будущее ожидает наших детей?

Ситуация для кумыков складывается катастрофическим образом. Интеграция их многовековой государственности в состав Российской империи в конце XVIII века привела к трагическим последствиям для нашего народа. К середине XIX века историческая государственность кумыков была упразднена, а в 1861 году здесь было проведено административно-территориальное деление, и на территорию Кумыкского народа распространилась прямая юрисдикция царской администрации.

Это означает, что Российская Империя тогда в полном объёме взяла на себя ответственность за кумыкский народ, за его настоящее и будущее. Эта ответственность лежит и на правопреемниках императорской России – сегодняшней Российской Федерации и её руководстве.

Долго обсуждалось тогда национально-государственное устройство народов нашего региона. В результате было принято решение осуществить не национальную автономию, а территориальную. Видимо, кумыкские лидеры не видели в этом опасности, так как все народы жили в основном на своих этнических территориях, не захватывая чужие.

Дальнейшие события, происшедшие в период Советской власти, лишили кумыков законных прав на полноценную национальную жизнь. Была разрушена вся система материального жизнеобеспечения и духовного функционирования Кумыкского народа.

Уничтожена среда их этнического и языкового воспроизводства, национального самоуправления, разграблена экономическая основа их жизни, разорвана в клочья территория исторического проживания, украдена и искажена история и т.д. Есть ли у кумыков сегодня какие-то перспективы национального развития? Происходящее в Дагестане в последнее десятилетия дает на эти вопросы только отрицательный ответ…

А власть российская видит всё и безмолвствует…

Мы, кумыкский народ, со своей исторической судьбой и жизнью на этой земле, чтя память своих предков, в бедах и страданиях сохранивших и передавших нам светлую веру в добро и справедливость, исходя из высокой ответственности перед нынешним и будущим поколениями наших детей, внуков, исполненный решимости утвердить свободу, права человека и достойную жизнь всем, обеспечить гражданский мир и межнациональное согласие, возродить общество свободных, защищенных законом граждан и сделать незыблемым верховенство ПРАВА, принимаем настоящую Программу, определяющую место кумыкского национально-территориального образования в составе Дагестана и Российской Федерации, обладающего правом на самоопределение, национальное самоуправление и созданное с целью удовлетворения национальных потребностей, сохранения самобытности, обеспечения политической и экономической самостоятельности, обогащения языка и национальной культуры кумыкского народа.

В целях реализации данной программной стратегии национального движения мы будем предпринимать все необходимые политические и правовые процедуры по созданию (восстановлению) национально-территориальной автономии кумыкского народа на его исторической территории – Кумыкской Равнине. Милли Меджлис кумыкского народа установит отношения с международными организациями – ООН, Совет Европы, ЕС, ОБСЕ, ОИС, Парламентами и Правительствами государств по всем вопросам обеспечения права кумыкского народа на самоопределение на своей исторической территории, в Кумыкской равнине.

Кумыкский народ, как любой другой коренной народ, имеет свою историческую Родину, на которой он сформировался и с которой связана его историческая судьба. Как и все коренные народы, кумыкский народ сохраняет свое неотъемлемое право на землю и находящиеся в ней природные ресурсы, независимо от смены названия государств, политических режимов и их правовых систем, управляющих этой территорией.

Отсутствие закона о реституции лишает нынешнее поколение кумыков возможности востребовать у государства незаконно отнятые вследствие преступной политики «ползучей экспансии» земель и территорий, что не оставляет никаких шансов на естественное существование на своей земле целому этническому сообществу. .

Воля и жажда развития вселяет в наш народ страстное желание вернуть потерянное за прошедшее столетие жизненное пространство, занять достойное место среди народов России и всего мира. Пред нашими благородными устремлениями много почти неодолимых, как объективных, так и искусственных преград, созданных нашими недоброжелателями, претендующими на нашу среду проживания — земли, недра, реки.

Виной всему – отрыв элит, которые стремятся к власти, от этнических корней. Они «служат государству» как своей кормушке и не чувствуют себя доспехами, которые защищают свой этнос в бурном море цивилизации. Тем более, не стремятся к этническому единству с теми, кто находится за пограничными столбами, боясь утерять свои привилегии государственности и безответственности.

Мы будем разрабатывать механизм недопущения к государственной власти элит, игнорирующих этнические интересы, находящихся под влиянием и на содержании тех, кто эти интересы хотел бы преодолеть.

Большинство государств погибают даже не от происков врагов, сколько от равнодушия своих подданных, которых они пытаются по привычке лукаво считать «своим народом». Так этнос стряхивает лохмотья изжившей себя государственности и пытается с потерями для себя залечить нанесённые раны. Одной из таких ран и является утрата этнических территорий. С утратой этнических территорий происходят печальные вещи. Осколки этноса попадают в неблагоприятные условия в смысле утраты этнической доминанты и достаточно быстро теряют свою идентичность. Возврат этих территорий становится бессмысленным и уже этнически необоснованным. Устойчивость основного массива тоже страдает от понесённых потерь, и никакие разговоры о сосредоточении для последующей счастливой жизни никого не должны дурачить. Отсутствие этнической ответственности в демократической идеологии, заменённая на абстрактные «общечеловеческие» ценности, делает государство аморфной структурой, которая не имеет цели, а занято только примитивной функцией самосохранения и самоудовлетворения.

У политических элит, доминирующих в численном отношении народностей Дагестана, основной тренд заключается в том, что они говорят об общедагестанском без национального учета. Им это выгодно, потому что их сравнительно много, и на равнине меняется этническая доминанта в их пользу. Именно эти определения являются основным идеологическим посылом новой власти.

Для изменений в экономике достаточно кризиса, для смены формы власти достаточно революции или переворота, для крушения государства – конфликта или войны, для религиозных изменений – реформации. Смена этнической доминанты может наступить только вследствие геноцида, что в наше время превентивно осуждаемо в политике любого государства, или вследствие процесса достаточно длительной, измеряемой веками,  ассимиляции. Этническую сущность можно игнорировать или табуировать, но отменить её невозможно даже при помощи передовых политических технологий.

Кумыкские земли, ставшие в XX веке госсобственностью, государство раздает другим народам направо и налево, это приобрело широкий размах. Причем в таких масштабах, что местным жителям не осталось ни пашен, ни пастбищ, достаточных для прожиточного минимума. На Северном Кавказе ни один народ, кроме кумыков, не потерял свою этническую территорию проживания, и во всей России только жителям кумыкских сел Тарки, Кяхулай, Альбурикент не вернули земли после их насильственного переселения в 1944 г.

В территориальном аспекте этническая ответственность российского государства должна проявляться в ясной внутренней политике. Оно обязано:

1.​  Признать этническую суть государства, то есть, характер его первостепенной ответственности не просто перед абстрактными гражданами, а перед определённым уровнем  этнической общности, что не противоречит общим правам каждой личности и универсальным признакам её свобод.

2.​ Определить реальные границы территорий, которые, вследствие своих этнических отличий, могут претендовать на автономию, как с определёнными особыми правами, так и ограничениями.

3.​ Серьёзно повысить ответственность за нарушение требований самовольного захвата территорий, особенно в корыстных целях. Жёстко пресекать сепаратистские тенденции, приводящие к уничтожению, изгнанию и вытеснению основного этнического элемента с территорий или сфер жизни или деятельности.

4. Ограничение, без особых причин, эмиграции основного этнического элемента, защита его прав в любой точке мира, обеспечение возврата на Родину со своими потомками.

События последних 20 лет ознаменовались глубокими сдвигами в национальном сознании кумыков на фоне временно пошатнувшихся устоев тоталитарного государства. Однако этих сдвигов было недостаточно для обретения кумыками правосубъектности (как это произошло со многими народами бывшего СССР). Решающую роль в этом сыграла политика российских властей по поощрению превосходства двух доминирующих по численности народностей над остальными, превращению их в «правящие» этносы Дагестана.

И в настоящее время, при наличии явного, пусть недостаточно быстрого прогресса в нашем развитии, в постоянной тяжелейшей борьбе за жизненное пространство перед нами стоит громадное количество проблем. Главная из них — это наша разобщённость, отсутствие понимания единой цели — национальной идеи, которая позволила бы сконцентрировать в единый кулак наше стремление и волю к возрождению народа. И одно из значительных препятствий к этому — нежелание российских властей признать дискриминацию нашего народа, о чем свидетельствует полное игнорирование обращений к федеральным властям.

Предлагаемая Национальным советом кумыков «Программа самосохранения и развития кумыкского народа» является своеобразной платформой, объединяющей усилия каждого кумыка, пожелавшего участвовать в возрождении своего народа. Всех, кому небезразлично его будущее и настоящее. По существу, это единственный путь спасения нашего народа в современных условиях надвигающихся этнических войн, чумы глобализации, неуправляемой экономики, стихийных и экологических катастроф. Только так — вместе, объединившись, мы сможем противостоять развернувшейся кампании властей, особенно в последнее время, по отъему остатков наших земель под видом инвестиционных проектов, создания агломераций, приватизации сельскохозяйственных ГУПов, рационального использования земель отгонного животноводства.

 

Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments