Погромы

  • Post category:Статьи

Миф о черносотенном терроре


Черносотенцев обвиняли (да и до сих пор продолжают обвинять) в том, что, якобы православно-патриотические организации (и прежде всего Союз Русского Народа) выйдя на борьбу с революционной смутой создали в стране режим «черного террора», физически устраняя своих политических противников и организовывая кровавые еврейские погромы.

Однако попытки доказать террористический характер черносотенных организаций при беспристрастном анализе не выдерживают никакой критики. Многие десятилетия враги Черной Сотни, муссировали вопрос о причастности членов Союза Русского Народа к убийству трех депутатов Государственной Думы кадетов М.Я.Герценштейна и Г.Б.Иоллоса, а также трудовика А.Л.Караваева. Причем, последнего припоминают и сейчас, хотя даже советский суд, отнюдь не заинтересованный в «обелении» черносотенцев в 1920-х годах не смог найти следов участия ни членов Союза Русского Народа, ни других патриотических организаций в убийстве Караваева, установив, что оно носило бытовой характер (врач Караваев был убит одним из своих пациентов, при соучастии его прислуги). Об убийстве Герценштейна, прославившегося своей циничной фразой, что поджоги дворянских поместий — это иллюминации, в 1906 года и Иоллоса в 1907 году, находясь на твердой почве фактов, можно сказать, что следствию (надо заметить, весьма пристрастному) удалось установить только лишь причастность к убийству некоторых лиц, имевших отношение к Черной Сотне, и не более того.

Впрочем, как писал Василий Шульгин, в те годы близкий к Черной Сотне, о двух убитых евреях — Герценштейне и Иоллосе — «российская печать кричала больше, чем о сотнях и тысячах в эту же эпоху убитых русских». И был абсолютно прав, так как шумиха по поводу «злодейского убийства черносотенцами Герценштейна и Иоллоса» поднималась и поднимается еще и для того, чтобы скрыть очевидный факт, — факт массового террора против монархистов, который осуществляли революционные террористы при одобрении и поддержке «добропорядочных» российских либералов.

В 1906-1907 годах были совершены покушения на видных деятелей Союза Русского Народа: руководителя Одесского отдела графа Алексея Ивановича Коновницына; председателя Почаевского отдела, настоятеля Почаевской Лавры архимандрита Виталия (Максименко); почетного председателя Тифлисского патриотического общества священника Сергия Городцева (будущего митрополита Варфоломея); руководителя Симферопольского отдела Союза Русского Народа Семена Гранкина; основателя и руководителя общества «Двуглавый Орел» Григория Иосифовича Вишневского; одного из организаторов Киевского отдела Союза купца Федора Постного и многих других. Всем им тогда удалось избежать смерти (о. Сергий Городцев чудом выжил после тяжелого ранения, террористы тяжело ранили стоявшую рядом с отцом дочь Гранкина и младшего брата Вишневского, шедшего рядом с братом).

Однако главным объектом революционного террора были не руководители, а простые рабочие и крестьяне, вступавшие в Союз. Именно они чаще всего становились жертвами «революционной расправы». По данным, которые приводил в своей книге «Борьба за правду» присяжный поверенный Павел Булацель только с февраля 1905 по ноябрь 1906 года, т.е. менее чем за два года были убиты и тяжело ранены 32 706 (!) человек простого народа, не считая (!!) представителей органов правопорядка, офицеров, чиновников, дворян и сановников.

Не удивительно, что среди убитых было немало руководителей местных отделов и активистов Союза Русского Народа. Мастер железнодорожных мастерских Ростова-на-Дону Иван Башков, волостной старшина села Вержиево Нежинского уезда Черниговской губернии Петр Дудченко, главный мастер инструментального цеха мастерских Владикавказской железной дороги Иван Дорошенко, крестьянин села Шаповаловка Борзенского уезда Черниговской губернии Митрофан Гирченко, крестьянин села Верхне-Белозерское Таврической губернии Иван Шило, железнодорожный рабочий из Одессы Евдоким Лопаткин, столяр железнодорожных мастерских Уфы Дмитрий Попов, маляр из Красноуфимска Григорий Данилов и многие другие. Этот скорбный синодик русских рабочих и крестьян, ставших первыми жертвами красного террора открывают петербургские рабочие Василий Королев и Алексей Барабанов, погибшие в результате теракта в харчевне Союза Русского Народа «Тверь» за Невской заставой, который произошел 27 января 1906 года.

Видный деятель монархического движения Виктор Павлович Соколов отмечал в своей речи в 1911 году, что левые обвиняют Союз в политических убийствах, тогда как, на самом деле, на расстрелы своих товарищей революционерами союзники отвечали панихидами, под бомбами и градом пуль они шли крестными ходами… Да и разве могли действовать иначе православные патриоты, выдвинувшие из своих рядов целый сонм Новомучеников и Исповедников Российских? Разве дал бы святой праведный отец Иоанн Кронштадтский свое благословение Союзу, а тем более вступил бы он в его ряды, если бы Союз Русского Народа был причастен к тем преступления, в которых его обвиняли недоброжелатели и враги исторической России?

Безусловно, террор со стороны революционеров, неспособность полиции навести порядок и призвать к ответу организаторов и подстрекателей смуты вынуждали союзников давать определенный отпор распоясавшимся преступникам. Союз Русского Народа в разгул смуты прилагал усилия по созданию собственных дружин самообороны, главной задачей которых было поддержание порядка во время монархических шествий, собраний и прочих. В некоторых местах, там, где особенно бесчинствовали революционные банды и «еврейские самообороны», эти дружины имели в своем распоряжении оружие. Наиболее многочисленной и активной была одесская «Белая гвардия», существовали рабочие дружины при заводских отделах Союза в Санкт-Петербурге и Москве. Однако все они, сразу после воцарения в России относительного порядка сложили свое оружие.

Что же касается обвинения членов Союза Русского Народа в организации еврейских погромов, то они также моментально рассеиваются при проверке их конкретными фактами. Ведь достаточно привести хотя бы такой один принципиально важный аргумент, как тот, что на деле все основные погромы прошли в то время, когда Союза Русского Народа просто не существовало. На это обращал внимание еще упоминавшийся выше товарищ председателя Главного Совета Союза В.П.Соколов, который 29 апреля 1911 года выступил на собрании организации с речью, посвященной опровержению клеветы левой печати по адресу Союза. В своем выступлении Соколов резонно заметил, что «левая печать, обвиняя Союз в устройстве жидовских погромов, сознательно закрывает глаза на то обстоятельство, что главная полоса погромов относится к тому времени, когда Союз и не существовал. А последний белостокский погром имел место тогда, когда там не было отдела Союза».

Уже в наше время известный литературовед и историк Вадим Кожинов повторил этот аргумент, уточнив существенные детали: с момента образования Союза Русского Народа в Российской Империи произошло только три еврейских погрома, но все в Царстве Польском, где отделов Союза попросту не существовало. А то, что либералы и социалисты называют «еврейскими погромами», на деле было реакцией русского народа на столь массовое участие евреев в революционном движении. При всей пристрастности советских, да и постсоветских историков, им не удалось найти ни одного документа, ни одного обращения, ни одной листовки в которых бы руководство Союза Русского Народа призывало бы народ к погромам. Являясь по большей части православными, глубоко верующими людьми, монархисты-черносотенцы всегда выступали с осуждением любого самосуда и насилия, чем бы они не мотивировались, и от кого бы не исходили. Лучше всего позицию Союза в отношении еврейских погромов выразил его председатель Александр Иванович Дубровин, который всегда лично осуждал погромы, но при этом отмечал, что евреи своими преступлениями против русского народа, довели наш народ до преступления, т.е. до погромов.