61. Западный социум стал полной противоположностью восточной цивилизации, оказался социальным продуктом культивирования личностных способностей людей, направляющих свои усилия на достижении независимости от внешних факторов и этим питающих рост коллективной свободы. Этот культ «свободы» в жизни народов Западной цивилизации получил художестенно-эстетическое выражение в древнегреческой мифологии, провозгласившей нравственную связь людей и бессмертных богов и представишей исторический генезис действительности как результат противоборства наделенных индивидуальным обликом мировых сил – природных стихий, титанов, богов-Олимпийцев, когда новое поколение свергает власть предшествующего, а дети идут против воли отцов. Идейным ограничением культа безмерной свободы в западном обществе стала христианская религия, признавшая претворение в человеческом теле Иисуса Христа полноты божественного духа, реальным воплощением которого был провозглашен Папа Римский. Протестантизм отверг догмат о непорочности Римского первосвященника и признал возможность богоизбранности за всяким христианином, нравственно оправдав их право на полноту самореализации, на личную свободу.
62. Философско-этическим выражением личностной позиции граждан западноевропейского социума стал категорический императив И.Канта: «поступай с другими так, чтобы максима твоего морального поступка могла служить нормой всеобщего законодательства». Этот рациональный культ личной свободы и определил научно-техническую мощь западной цивилизации: по мнению Френсиса Бекона, обосновавшего эмпирический образ мыслей западной культуры, «знание – сила». Таким образом, действительным проявлением человеческой свободы, согласно нормам «западного мышления», служит практическая сила в преобразовании действительности, обусловленная аналитическим строем научного мышления и изобретательностью технического разума. Однако безмерный культ «силы» может привести человечество к самоуничтожению.
63. Сегодня мировое сообщество нуждается не просто в силе, способной уничтожить жизнь на Земле, а в разумной, созидательной свободе, нацеленной на совершенствование мировой целостности, на объединение людей чувством взаимной любви, идеей «коллективного спасения». Путь к такому «спасению» указало православие, увидевшее в страданиях Христа высший «нравственный закон» земной жизни человека, жертвующего собой ради спасения будущих поколений и тем побеждающего в себе всякое зло. Идея «самопожертвования» определяет высший нравственный смысл православныой веры, не характерный для прагматической социальной политики католицизма и агрессивно-наступательной практики протестантизма. В православии, отмечает Гегель, «обнаруживается, как христианская религия может быть абстрактною и в качестве таковой слабою именно потому, что она так чиста и духовна в себе». Практическим выражением этой «чистой нравственности» стало в ХХ веке «русское учение» Льва Толстого о непротивлении злу насилием.
64. Общая логика исторического развития мирового сообщества указывает на Северную цивилизацию как нравственный центр «созидательной культуры» глобального социума, качественно противоположный «разрушительным интенциям» Южной цивилизации: безграничное «будущее» одухотворенной жизни человечества будет определяться творческим настроем северных народов, проживающих в наиболее жестких климатических условиях и потому нравственно подготовленных к освоению всех возможных миров необъятного Космоса. Грядущая эра духовной Культуры человечества должна стать реализацией социально-исторической миссии этнокультурных сообществ Севера во главе с русским народом.
65. Нравственной максимой русского народа в претворении социального будущего служит заповедь «Не в силе Бог, а в Правде», утверждающая содержательную связь вербального общения людей с совершенным духом бытия Истины. Для практической реализации «арктического проекта» в построении глобального социума мировой Культуры необходима предельная концентрация творческих сил северных народов и прежде всего русского этноса, объединившего социально-гражданскими узами гигантские просторы северных земель евразийского континента и ставшего некогда первопроходцем в приобщении к мировой цивилизации народов Аляски. Действительный горизонт одухотворенного будущего глобального социума будет определяться нравственной силой русского народа, его идейным потенциалом в разумном проектировании своей практической жизни.
66. Историческая динамика русской жизни разворачивается как циклический процесс первоначального подъема и последующего низвержения общественного организма к исходному состоянию в ходе гражданских потрясений ХХ–XXI вв. Усиление русского влияния в международном сообществе обозначено смещением политического центра русского мира с юга на север и идейно закреплено сменой столиц: Киев, Москва и Петербург обозначили главные этапы духовного роста русского народа как юности, молодости и зрелости общественного организма – его чувственных желаний, рассудочной воли в утверждении высшего блага и спекулятивной энергии интеллекта в целенаправленной реконструкции действительности. Указанные способности – подвижность и антиномичность чувств, монолитная сила воли и изобретательная хитрость интеллекта – стали определяющими качествами ментальных свойств в жизни украинцев-малороссов, великороссов и беларусов.
67. Если Киевская Русь руководствовалась чувством красоты как гармоничным ликом народной Свободы, а Русь Московская утверждала на практике дух «соборности» как нравственный канон православного Братства людей, то Петербургская Россия утвердила самодержавный Ум в качестве всеобщего закона своей исторической жизни как основы гражданского Равенства в достижении социальной справедливости. Народность, Православие и Самодержавие или, в современной терминологии, «национальность», «соборность», «державность» – таковы идейные основания исторического возвышения русского этноса к мировому величию, выразившие в русской жизни идеалы Свободы, Братства и Равенства. В соответствии с данными установками определяющим нравственным чувством украинцев служит жажда «свободы», стремление к независимости от внешних влияний, тогда как ведущим духовным ориентиром великороссов выступает идея «братства», единения, солидарности людей в претворении общего блага, а ментальность беларусов определяется духом «справедливости» как равной разумной мерой в оценке человеческих деяний.
68. Деструктивная динамика русской жизни также разворачивается на трех стадиях исторического процесса, символически обозначенных «логикой» гражданских катаклизмов новейшей истории русского мира – Петроградской революции 1917 года, Московской революции 1991 года и Киевской революции 2014 года, общий ход которых оказывается зеркальным, опрокинутым изображением главных особенностей восходящей фазы развития России. Если в 1917 г. россияне отвергли идею абсолютного «Разума» в качестве высшего руководства своей исторической практики, а в 1991 г. их наследники отказались от идеи «Братства» в организации повседневной жизни, то ныне бывшие граждане незалежной Украины решили отказаться от политической «Свободы» ради безмятежной жизни в европейском сообществе. Сегодня все духовные скрепы русского мира практически разрушены и его остатки все более погружаются в «докиевские времена» русской истории, когда восточные славяне не были свободными и платили дань правителям Восточной Хазарии.
69. Ныне народам России угрожает новое рабское состояние, от которого они были некогда избавлены воинской доблестью киевского князя Святослава Игоревича. Как и тысячу лет назад, «тайные силы» управляют волей «официальных лиц» Западной Хазарии, закрепощая народные массы в поклонении «золотому тельцу», отчуждая души людские от небесной благодати духовного творчества и обрекая их на погибель в телесном разврате содомии и лесбиянства, инцеста и педофилии, угрожая сегодня не только русскому миру, но и всему человечеству духовным вырождением. Спасти цивилизацию от надвигающейся катастрофы может лишь генерализация творческих сил человеческой души, наиболее значимых для самоопределения русского народа, антиномичного по своему нравственному максимализму. «Никто не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого – любить, или одного будет держаться, а другого – презирать. Не можете Богу служить и мамоне» (Еванг.от Матф).
70. Реализация «европейского выбора» в жизни украинского общества будет означать полную аннигиляцию его исторического прошлого, взращенного духом православного предания «Повести временных лет» о посещении «русских земель» апостолом Андреем и благословении им Киевских гор как будущего центра Божьей Благодати.
«Понад морем Руським учив святий апостол Андрiй…
I прийшов до гирла Днiпрського
I звiдти пiшов по Днiпру горi,
I за призначеyням божим прийшов
I став пiд горами на березi.
I, вставши зранку, рече учням своїм, що були з ним:
«Бачите гори оцi? Яка на гора цих возсiя благодать божа,
I має бути город великий,
I богато церков бог воздвигне»
Согласно сакральному духу этого повествования, национальная идея Киевской земли – это идея Нового Иерусалима Любви Божьей ко всему Человечеству. Ныне украинцы делают окончательный выбор своей грядущей судьбы между земной властью «золотого тельца» и небесной святостью божьего дела. «И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру» (Повесть временных лет). Лишь ради «чистоты» этого «украинского выбора» между небесной благодатью и сатанинским развратом Бог и перевернул весь Русский мир, заставив русские массы отвергнуть «разум», «братство» и «свободу» в качестве конечных ориентиров своей жизненной практики.
71. Разрушительная динамика исторической жизни русских масс в XX–XXI столетиях показала недостаточность потенциалов чувств, рассудка и интеллекта для полноценной жизни русского народа: необходимо утвердить гармоничное сочетание этих духовных сил на основе творческой интуиции, представляющей генеральную способность человеческой души. Для спасения русского мира от исторического крушения следует пробудить в душах людей творческое вдохновение, способное остановить разрушительные процессы в современной российской действительности: сегодня уже недостаточно для полноценной жизни страны простого исполнения гражданами своих социальных обязанностей, а требуется их творческое вдохновение и самоотверженность в борьбе за свое национальное будущее и общечеловеческое достоинство.
72. Для полноценной реализации своей исторической миссии в нравственном самоопределении и интеллектуальном совершенствовании глобального социума русский народ должен пробудить в себе творческий потенциал и направить собственную волю на утверждение высших ценностей отечественной культуры, на преобразование действительности в соответствии с благом всего человечества. Специальным социальным органом целенаправленного культивирования разумных потенциалов народной жизни служит национальное государство. Поэтому определяющим условием социальной консолидации русского народа в ведущую творческую силу современной эпохи должно стать образование в составе Российской Федерации автономной Русской Республики: без восстановления русской государственной воли невозможно остановить распад русского мира.
73. Главным пороком как советского общества, так и постсоветской социальной действительности, обнажившей свою деструктивную природу в сегодняшнем украино-русском конфликте, является русофобия, которая характеризует все этапы постмонархической жизни русского мира. Первый вид русофобии – «религиозно-мировоззренческий»: он связан с ограничением роли православного мировоззрения в исторической практике русского народа. Второй вид русофобии – «политико-правовой»: он связан с ограничением политических прав русского народа в организации социума. Третий вид русофобии – «вербально-коммуникативный»: он связан с ограничением значимости русского языка в жизни какого-либо этнокультурного сообщества, включающего значительные массы русского населения. Первый и второй виды русофобии были характерной чертой социального быта Советского Союза с его идеологией воинствующего атеизма и ограничением политических прав русского народа на образование своей национально-государственной автономии в составе РСФСР. Такое поражение русского народа в политических правах сохраняется ныне и в Российской Федерации, отказавшейся лишь от советской религиозно-мировоззренческой русофобии. Отрицание политических прав русского народа на формирование своей национально-государственной автономии дополняется в жизнедеятельности нынешнего украинского социума третьим видом русофобии – вербально-коммуникативным, отвергающим общегосударственный статус русского языка в историческом развитии постсоветской Украины.
74. Сегодняшнее противостояние Российской Федерации с западным военно-политическим блоком диктует руководству страны необходимость кардинальных изменений своей политической воли в проектировании будущего русского этноса как наиболее массовой опоры российской исторической практики. Правительство РФ, если желает и дальше ощущать поддержку русских масс в созидании достойного будущего, должно в экстренном порядке обдумать способ политического закрепления прав русского народа на собственную национально-государственную автономию. Трагические события на Украине демонстрируют нам всю пагубность для государства игнорирования проблемы межнациональных отношений и принижения роли русских народных масс в развитии общества. Лишь полноценное участие русского народа в социальной практике как России, так и Украины способно обеспечить их достойное будущее в реалиях современного глобального социума.
Лев Гореликов, доктор философских наук
Завершение
Часть III здесь
Часть II здесь
Часть I здесь
Иллюстрация – картина В.В. Кандинского “Древняя Русь”