Система отечественного исламского образования в Северо-Кавказском федеральном округе оказалась полностью свёрнута
На фоне эскалации сирийского конфликта СМИ каждый день публикуют все новые и новые количественные данные о перешедших на сторону террористической группировки ИГИЛ российских гражданах. Так, 30 октября 2015 года представители федеральных телевизионных каналов объявили, что в Москве были задержаны около 20 жителей Чеченской Республики, которые отправлялись воевать на стороне «Исламского государства». Ранее, 18 сентября 2015 года, в интервью ТАСС первый заместитель директора Федеральной службы безопасности России Сергей Смирнов сообщил, что 2400 граждан России участвуют в боевых действиях на территории Сирии на стороне Исламского государства. Еще ранее, 17 июня 2015 года, руководитель Антитеррористического центра (АТЦ) СНГ Андрей Новиков со ссылкой на данные спецслужб сообщил агентству «Интерфакс» о том, что в рядах международной террористической организации «Исламское государство» воюют около 2 тысяч граждан с российскими паспортами. Более того, руководитель АТЦ СНГ предположил потенциальное увеличение числа российских сторонников ИГИЛ до 5 тысяч человек. Сотрудник института этнологии и антропологии РАН Р. Ярлыкапов утверждает, что только уроженцев Дагестана воюет на стороне ИГИЛ около 5000 человек. Уже 20 октября 2015 года в интервью для портала «Кавказский узел» старший научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН, профессор Михаил Рощин заявил, что деятельность Исламского государства на Северном Кавказе будет продолжаться и далее, и российские силовые структуры должны быть в курсе происходящего и готовиться к худшему.
Параллельно с заявлениями в СМИ нарастает массовая обеспокоенность потенциальной возможностью террористических актов на территории России. Приведем опубликованные 23 октября 2015 года результаты опроса ВЦИОМ о количестве россиян, опасающихся стать жертвами террористов: 19% респондентов очень боятся стать жертвами терактов; 46% респондентов опасаются терактов; 16% опрошенных уверены, что их или их близких террористическая угроза не коснется; 19% респондентов затрудняются ответить на вопрос или не задумываются над этим. При этом следует отметить, что 23% опрошенных в качестве главного источника террористической угрозы назвали «Исламское государство»; 4% респондентов – Сирию; 3% респондентов – Северный Кавказ; 1% респондентов – Чечню.
13 октября 2015 года в Национальной научной библиотеке Владикавказа прошла презентация первого в России обзорного аналитического доклада «Исламское государство: сущность и противостояние», авторы которого отметили, что в качестве главного метода идеологической борьбы с ИГИЛ Россия должна выбрать открытую поддержку властями сторонников традиционного ислама, развитие исламского образования и антиэкстремистскую пропаганду в учебных заведениях. Кроме того, авторы доклада – представители Кавказского геополитического клуба – подчеркнули, что важной мерой противодействия ИГИЛ является организационная, финансовая, методологическая поддержка традиционного ислама, а также обеспечение необходимого уровня безопасности исламских богословов и религиозных деятелей, ведущих борьбу с экстремизмом.
Казалось бы, в этих условиях государственным структурам надо приложить все усилия для нейтрализации этих процессов не только в краткосрочной, но в дальносрочной перспективе. Прежде начатого в 2002 году формирования системы отечественного исламского религиозного образования в России. Тогда, по крайней мере, сократится число тысяч молодых людей из России, обучающихся в различных исламских заведениях за рубежом. И далеко не все из них возвращаются на родину, убаюканные речами лидеров отечественного официального дежурного патриотизма и сторонниками новоявленного исламского лидера России Р.Кадырова.
Проблема становления отечественной системы исламского религиозного образования в России впервые остро стала перед руководством страны и научным сообществом в конце ХХ века. Образовался порочный круг: религиозная безграмотность населения, сопровождающаяся распространением среди мусульманского населения России идей фундаменталистско-экстремистского толка, неспособность российского мусульманского духовенства противостоять разрушительной религиозной пропаганде, обучение значительной части молодого исламского духовенства за рубежом привели к росту террористической активности мусульманского населения страны, а также активному противостоянию исламских радикалов светским властям вплоть до призывов к джихаду. В связи с этим на повестку дня стала не только проблема построения системы исламского религиозного образования в России, но и проблема выбора стратегии, или модели, в рамках которой будет функционировать данная система.
Российская Федерация согласно Статье 14 Конституции РФ является светским государством, что препятствует непосредственной помощи органов государственной власти развитию религиозного образования, в том числе исламского. Однако решение проблемы было напрямую связано с государственными интересами и национальной безопасностью РФ, в связи с чем был создан особый механизм взаимодействия органов государственной власти и исламских религиозных организаций.
Первые шаги в рамках реализации данного проекта сделал Президент РФ в 2002 году. Об этом свидетельствуют следующие поручения Президента России:
1) Поручение Президента РФ В.В. Путина от 21.05.2002 № Пр-849 М.М. Касьянову, Ю.М. Лужкову, Ю.С. Осипову «Предложение об открытии в г. Москве Исламского университета заслуживает внимания. Прошу проработать вопрос и доложить»;
2) Поручение Президента РФ В.В. Путина от 19.06.2002 № Пр-1089 «Продолжающиеся проявления религиозного экстремизма в стране требуют принятия дополнительных мер по повышению уровня взаимодействия государства с религиозными объединениями. Прошу в первоочередном порядке разработать комплекс мер по оказанию организационной, материальной и методической помощи в развитии сферы религиозного образования, прежде всего мусульманского».
Однако формирование нормативно-правовой базы взаимодействия органов государственной власти и исламских религиозных организаций началось только в 2007 году. Ответственными за реализацию данного проекта были назначены Министерство образования и науки Российской Федерации и Федеральное агентство по образованию. Был создан Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования, функцией которого было осуществлять посредничество между государством и исламскими организациями, в первую очередь финансовое.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.06.2007 № 775-р, которым был утвержден План мероприятий по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в 2007-2010 годах, а также издан приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.07.2007 № 196-дсп «Об обеспечении подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в 2007 году». Минобром была разработана «Комплексная программа содействия развитию сферы религиозного образования на 2005-2015 гг.».
Созданная нормативно-правовая база позволила в рамках мероприятий по развитию исламского образования создать в исламских религиозных вузах кафедры по преподаванию светских социально-гуманитарных дисциплин (история России, обществознание, регионоведение, теология и др.) в виде филиалов кафедр государственных вузов. Эти кафедры создавались на основе договоров о сотрудничестве между государственными и исламскими религиозными вузами и финансировались за счет бюджетных средств, выделенных на реализацию специальных программ Министерства образования и науки России.
Логика выстраивания взаимодействия между органами государственной власти и исламскими религиозными организациями такова: финансирование выделяется для определенного государственного (светского) вуза, за которым закрепляется в качестве партнера определенный мусульманский вуз. Эти два вуза заключают соответствующий договор о сотрудничестве, совместно выполняют работы, предусмотренные планом. План предусматривает различные научные, учебные, а также методические направления работы.
По решению Министерства образования и науки РФ, пять исламских вузов были прикреплены, соответственно, к пяти государственным вузам.
Государственные ВУЗы, участвующие в программе:1) Московский государственный лингвистический университет (г. Москва); Кубанский государственный университет (г. Краснодар); Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (г. Нижний Новгород); Смольный институт свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета (г. Санкт-Петербург); Северо-Кавказский государственный технический университет. Базовыми исламскими религиозными ВУЗами в проекте были определены следующие: Московский исламский университет (г. Москва); Российский исламский университет (г. Казань); Российский исламский университет при Центральном духовном управлении мусульман России (г. Уфа); Северо-Кавказский исламский университет имени имама Абу Ханифы (г. Нальчик); Северо-Кавказский исламский университетский центр (г. Махачкала).
В проект был также включен Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет.
В данные светские ВУЗы осуществлялся целевой набор абитуриентов по квотам (религиозному признаку), на основе рекомендаций духовных управлений мусульман. В 2007 году – первый год реализации проекта – было набрано по 10 человек в Институт международных отношений и социально-политических наук Московского государственного лингвистического университета – на специальность «Культурология» (востоковедение, арабский язык); на факультет международных отношений Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского – на специальность «Политология» (востоковедение, арабский язык); в Смольный институт свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета – на специальность «Искусства и гуманитарные науки» (востоковедение, арабский язык); в Северо-Кавказский государственный технический университет на специальность «Социология» (исламская социология, арабский язык); в Кубанский государственный университет на специальность «История».
В Северо-Кавказском государственном техническом университете по инициативе секретаря Межконфессионального совета при полпреде Президента РФ в ЮФО С.Попова первый набор студентов состоял из 6 представителей исламской молодежи и 4 семинаристов Ставропольской духовной семинарии, которые обучались параллельно. Семинаристы учили арабский язык и познавали тонкости исламской цивилизации.
Результатом совместной деятельности при масштабном финансировании со стороны государства стало также издание в рекордно короткие сроки значительного количества учебных, учебно-методических и научно-справочных пособий, учебников, монографий, научно-популярной литературы, способствующих религиозному воспитанию и образованию в духе традиционного ислама представителей мусульманских народов Российской Федерации.
По данным официального сайта Совета по исламскому образованию, который был задействован в проекте по развитию отечественного исламского религиозного образования, на сегодняшний день в России функционируют 25 средних учебных религиозных учреждений (9 – в Республике Татарстан; 3 – в Республике Башкортостан; 2 – в Республике Чечня; 1 – в Кабардино-Балкарской Республике; 1 – в Республике Ингушетия; 1 – в Чувашской Республике; 1 – в Пермском крае; 1 – в Астраханской области; 1 – в Нижегородской области; 1 – в Оренбургской области; 1 – в Самарской области; 1 – в Саратовской области; 1 – в Ульяновской области; 1 – в Москве) и 9 высших учебных религиозных заведений (2 – в Республике Дагестан; 1 – в Республике Башкортостан; 1 – в Республике Ингушетия; 1 – в Республике Кабардино-Балкария; 1 – в Республике Карачаево-Черкессия; 1 – в Республике Татарстан; 1 – в Республике Чечня; 1 – в Москве). Данный сайт предоставляет информацию только о религиозных учреждениях, которые осуществляют свою деятельность в рамках разработанной государством программы по развитию исламского образования.
Следует отметить, что информация о количестве ВУЗов на официальном сайте ДУМ Республики Татарстан и Интернет-ресурсе ДУМ Республики Башкортостан соответствует предоставленной сайтом Совета по исламскому образованию информации: 1 ВУЗ в Республике Татарстан и 1 ВУЗ в Республике Башкортостан.
На Северном Кавказе дело обстоит иначе. В реальности только в Республике Дагестан по состоянию на 01 июля 2014 года Комитет по свободе совести, взаимодействию с религиозными организациями РА предоставляет следующие данные: 8 высших исламских религиозных учебных заведений, 39 медресе. Лицензию, дающую право на осуществление образовательной деятельности, имеют 7 вузов из 8. Из 39 зарегистрированных медресе лицензии на право осуществления образовательной деятельности имеют только 12. Это говорит о том, что проблема остается нерешенной, так как до сих пор функционируют исламские религиозные образовательные учреждения, не прошедшие процедуру регистрации, а также осуществляющие свою образовательную деятельность вне рамок разработанных при участии государства и светских ВУЗов программ и стандартов.
Что же произошло с исламским образование на Северном Кавказе, где эта проблема наиболее актуальна?
Сразу же после образования нового Северо-Кавказского федерального округа, при непосредственном участии Полпреда Президента – Александра Хлопонина – в 2011 году был запущен проект по формированию Северо-Кавказского федерального университета, в состав которого вошли Северо-Кавказский государственный технический университет, Ставропольский государственный университет, а также Пятигорский государственный гуманитарно-технологический университет. Напомним, что Северо-Кавказский государственный технический университет был определен государством в качестве светского ВУЗа-партнера, за которым был закреплен Северо-Кавказский университетский центр исламского образования и науки. После упразднения Северо-Кавказского государственного технического университета и вхождения его в состав CКФУ партнерские отношения с Северо-Кавказским университетским центром исламского образования и науки (СКУЦИОН) были приостановлены. В том же 2011 году был убит ректор СКУЦИОН – Максуд Садиков. Еще ранее в 2009 году был застрелен ректор включенного в партнерские отношения Северо-Кавказского исламского университета имени имама Абу Ханифы – Исмаил Бостанов. А в 2010 году был убит глава Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарии, курирующий работу Северо-Кавказского исламского университета имени имама Абу Ханифы – Анас Мусаевич Пшихачев. Таким образом, на Северном Кавказе вся программа по созданию партнерских отношений светских и исламских религиозных ВУЗов была свернута.
Более того, Интернет-портал «Кавказский узел» опубликовал неутешительные количественные данные, а именно: в 2009 году на Северном Кавказе было убито 8 священнослужителей; в 2010 году – 6; в 2011 году – 10; в 2012 году – 11; в 2013 году – 3; в 2014 году – 5. А всего за десять последних лет на Северном Кавказе было убито более 120 исламских священников. И убивали их по различным причинам единоверцы из радикальных течений ислама. Именно поэтому русская общественность и терское казачество резко выступили против строительства мечетей на территории Ставропольского края. Довод был простой. Мы не против ислама. Мы с ним жили рядом столетия. Но когда мусульмане сами массово убивают своих священников, то наведите порядок у себя в умме и после референдума стройте мечети в ставропольских крупных городах. Таких как Ставрополь и курортных – Пятигорск и Кисловодск, где строительство мечетей было прекращено после активных протестов русской общественности.
С момента создания Северо – Кавказского федерального округа, несмотря на Поручения Президента РФ Владимира Путина, которые Полпред Алексанр Хлопонин просто обязан был курировать и взять под контроль, партнерские отношения светских и религиозных учебных заведений прекратились.
Более того, убийства ректоров исламских ВУЗов и религиозных деятелей, активно выступавших против радикального ислама и принимавших самое непосредственное участие в выстраивании системы традиционного исламского религиозного образования в России, а также растущее число российских граждан, встающих на сторону ИГИЛ, свидетельствуют о том, что главные задачи проекта – борьба с ваххабизмом, инновации в системе религиозного образования, а также реально работающий институт лицензирования религиозных учебных заведений – просто не были реализованы.
Одним из наиболее серьезных хронических заболеваний России является проблема нетрадиционного радикального ислама, а современная геополитическая ситуация только провоцирует его серьезный рецидив. Выход один – построить и обеспечить жизнеспособное функционирование традиционного для России исламского религиозного образования. К сожалению, запущенная государством программа по его созданию, не смотря на масштабное финансирование в обход конституционного принципа светскости РФ, на Северном Кавказе провалилась по вине бывшего Полпреда СКФО Александра Хлопонина. В итоге пришли туда, откуда вернулись: не имеющие лицензии религиозные исламские ВУЗы на Северном Кавказе продолжают процветать, и «черный ящик» в лице получающих религиозное образование за рубежом, где свои, радикальные, понятия о традиционном исламе, уже открыт. В условиях отсутствия в России единого исламского центра с четкой структурой и иерархией по типу Русской Православной Церкви, любой грамотный проповедник имеет право занять место муфтия или имама, что порождает конфликт в самой мусульманской умме: с одной стороны, старый муфтият – сторонник традиционного для России ислама, а с другой, новоиспеченные выпускники – приверженцы традиционного для Саудовской Аравии и Арабских Эмиратов других видов ислама, в том числе и радикального.
Что делать? Ответ очевиден. Во всех российских мечетях должны служить духовные лица, проповедующие традиционный для России ислам, а для этого необходимо в срочном порядке возрождать систему партнерских отношений светских и религиозных ВУЗов на Северном Кавказе, учитывая опыт действующих проектов по развитию исламского религиозного образования в Республике Татарстан и Республике Башкортостан. Созданному в 2015 году Федеральному агентству по делам национальностей сам Бог велел взять дело в свои руки и на основе уже созданной нормативной базы серьезно подойти к решению данной проблемы и помнить, что просто «поддерживающей терапии» будет не достаточно.
С.И. Попов, координатор ОД РЕКА (Русское единство Кавказа), государственный советник РФ II класса, секретарь Межконфессионального совета при пяти полпредах в Южном федеральном округе (2002 – 2010 гг.), член ПДС НПСР
В.П.Войтенко – политолог, кандидат философских наук
Картинка отсюда