В чем проявляется синтез всех негативных черт предшествующих либеральных проектов в России
Часть III здесь
Часть II здесь
Часть I здесь
Подобно раздроблению единой Руси в удельные века князьями, либеральная власть и колониальная конституция 1993 года полностью ликвидировала государственность русского народа, центр силы и власти России.
Никаких элементов общероссийской цивилизационной и культурной идентичности население страны не обрело. Федеральная власть сделать это оказалась неспособна.
После перестройки и приватизации возродились и зловещие фурии «золотого века рабовладельческого дворянства» екатерининской поры – тот же вывоз богатств за границу, на Запад. То же презрение и затаённая ненависть к ограбленному народу. То же стремление к роскоши, «прожиганию жизни», безудержная похоть, произвол и «чудачества» бесящихся с жиру от легкости разграбления огромной страны.
В приватизации 1990-х мы видим ту же безжалостную эксплуатацию новыми приватизаторами-работодателями наемных рабов – ни восьмичасового рабочего дня, за который трудящиеся бились столетиями, ни пенсий, ни других социальных гарантий. Одним днем живут грабители-приватизаторы, и дольше одного дня жизнь народа и России не планируют. Природа частного собственника всегда и всюду , что в Китае, что в России, его поведение одинаково. Его характерной чертой является стремление к наживе, прибыли. Капитал беспощаден к здоровью и жизни рабочего всюду, где общество не принуждает его к другому отношению.
То же, только с возросшим извращением, слепое поклонение Западу, его вырождающейся культуре, входящей в фазу полного распада и аннигиляции. Поэтому государственная, общенародная идеология России запрещена колонизаторами и их агентами.
Особенная зловещая сущность современного либерального проекта в его целевой причине – даже не в ограблении, а в уничтожении России. Поэтому государственная идея России, то есть цель жизни, запрещена колонизаторами и их ставленниками.
Радищев в свое время предупреждал власть: «Я приметил из многочисленных примеров, что русской народ очень терпелив, и терпит до самой крайности; но когда конец положит своему терпению, то ничто не может его удержать, чтобы не преклонился на жестокость… Не ведаете ли… коликая нам предстоит гибель, в коликой мы вращаемся опасности…» Но разве авторы «Шоковой рыночной терапии» русскую классику изучают?
А надо бы приватизаторам, перестройщикам, «рыночникам» 90-х великую русскую литературу читать. Может быть, это остановило бы их от невежественных попыток дублировать ее путь в совершенно иных условиях!
В. Соловьев видел “великий смысл западной цивилизации в том, что она представила миру общество, в котором осуществлен последовательный и полный отход, отпадение природных, телесных, материальных начал человека от божественных начал; стремление построить здание культуры исключительно на животных началах человеческого существа…” Следовательно, “спасение западного человека может состояться лишь… в самоотрицании этой культуры и ее оснований”, заключал В. Соловьев, то есть в отрицании господства частной собственности, рыночной экономики и господства в человеке телесных начал его существа, преодоление культа материальных потребностей.
Аналогичные выводы делал и Н.А. Бердяев: “Индивидуализм, атомизация общества, безудержная похоть жизни, неограниченный рост потребностей, упадок веры, ослабление духовной жизни – все это вызвала к жизни индустриально-капиталистическая (частно-собственническая) ступень цивилизации. Она изменила весь характер человеческой жизни, оторвав жизнь человечества от ритмов и законов природы. Повсюду раскрывается дурная бесконечность, не знающая пределов… Вся капиталистическая система хозяйства есть детище пожирающей и истребляющей похоти.
Она могла возникнуть лишь в обществе, которое окончательно отказалось от христианского аскетизма, отвернулось от неба и исключительно отдалось земным удовлетворениям…” Поэтому, “чтобы дольше жить, обанкротившимся западным народам, им придется, быть может, вступить… на путь нового аскетизма, то есть отрицания основ индустриально-капиталистической системы <…> Придется перейти к более упрощенной и элементарной материальной культуре и более сложной духовной культуре.
Доказано, что Советский проект стал спасением, возрождением, укреплением и развитием России, свершением Русского чуда в силу того, что он был амбивалентен, двойственен – восстановил все параметры общеисторической матрицы жизни России, и придал им небывалую мощь, силу синтезом их с особенными социалистическими принципами и организацией жизни общества. Отсюда такая мощь и масштаб изменений и живучесть социалистических достижений.
Бог знал, что делал, когда хранил Сталина и давал возможность развернуться Красному проекту. Он знал, что западный мир, уже перешедший на службу владыке темных сил, сделает последний рывок на поглощение России.
***
Итак, в силу того, что объективные условия и предпосылки России не изменились, а внешние условия стали еще более опасными и угрожающими, становится очевидным, что никакие односторонние изменения курса России неспособны возродить ее и укрепить.
Смену курса в состоянии обеспечить только сочетанию общеисторической матрицы ее возрождения и жизни и особой, социалистической, матрицы развития.
1. Восстановления государственности, центра силы и власти самой России.
2. Подчинение ему общефедерального центра власти.
3. Трансляция центром силы и власти России концепта выработки общероссийской цивилизационно-культурной идентичности для народов РФ.
4. Восстановление государственной и коллективной форм собственности в стратегических областях.
5. Восстановление мобилизационно-целевого принципа распределения сил и ресурсов.
6. Восстановление отношения сотрудничества в постсоветском социуме.
7. Восстановление трудового принципа распределения материальных благ.
8. Восстановление планового развития производства, культуры, образования.
9. Восстановление трудовой морали и соборности – идеи приоритета общего блага страны, народа над частными и личными интересами. Всеобщего принципа патриотизма – «Раньше думай о Родине, а потом о себе».
***
Сила социалистической компоненты в этих векторах нового курса России, возрождения постлиберальной России, заключается в возрождении доминирования векторов интеллектуального развития и духовно-нравственного совершенствования людей в постсоветской России, вместо аномалий и извращений материального потребительства и поглощения общества извращенным принципом «похоти жизни», ведущим только к деградации.
Огромный возрожденческий и вдохновляющий потенциал несет и восстановление идеологии общественно значимой идеи, высоких целей и идеалов в общественном сознании России.
Потому что русская мысль давно выявила такую особенность русского человека, как «…тяготение русского человека к абсолютному. Оно одинаково ясно и на высотах религиозности, и в низинах нигилизма… Русский человек не может существовать без абсолютного идеала, хотя часто с трогательной наивностью признает за таковой совершенно неподобное.
Русский общественный деятель хочет пересоздать непременно все, с самого основания… Русский не мирится с эмпирией, презрительно называемой мещанством… Докажите ему отсутствие абсолютного, или неосуществимость, или только отдаленность его идеала, и он сразу утратит всякую охоту жить и действовать. Ради идеала он готов отказаться от всего, пожертвовать всем… (Л.П. Карсавин Восток, Запад и Русская идея).
Эти две матрицы кода жизни – общеисторическую и социалистическую – и нужно положить в основу нового курса России.
Следующая эпоха человечества будет стоять на пробуждении новых, более высоких, нравственных и духовных началах человеческого существа. Потому что человек многомерен, а телом и интеллектом, рассудком его сущность не исчерпывается! Есть у человека душа и Дух, и их развитие составит содержание новой, постлиберальной эпохи как для России, так и для всего человечества.
И напоследок – о судьбе частной собственности в постлиберальной России. О ней в функциональной концепции собственности русскими мыслителями почти все сказано. Подробнее будет в другом материале.
Здесь же отметим, что для реализации позитивного социального и индивидуального потенциала частнособственнической деятельности она сможет приносить пользу обществу в модульной форме, встроенной в работу государственных и коллективных общенародных предприятий.
Галина Хмелевская, доктор культурологии, член Президиума СРН, г. Ростов-на Дону