4 июня 1777 года родился Алексей Петрович Ермолов, один из величайших русских полководцев, покоритель Кавказа. За день до 230-летия со дня его рождения перед бюстом генерала Ермолова, установленным на проспекте Карла Маркса в Ставрополе, собралось более 300 человек – жителей и гостей города. Судя по настроению людей, поводом для собрания стала не столько знаменательная дата, сколько произошедшее накануне трагическое событие. В ночь со 2-го на 3-е июня в краевом центре возле здания медицинской академии были обнаружены тела двух русских парней.
Не секрет, что смерть двух молодых людей наталкивает большинство ставропольчан на версию о так называемой кровной мести, о которой так много говорилось после массовой драки в Северо-Западном районе краевого центра 24 мая. Напомним, что тогда в потасовке, начатой парой десятков молодых людей, принимали участие более двух сотен представителей славянских и кавказских этносов. По данному факту краевая прокуратура возбудила уголовное дело, где в качестве обвинительных статей выступают только хулиганство и убийство по неосторожности. Власти всячески отрицали даже саму возможность существования межнациональной розни, как главной причины данной драки. Между тем, жители Ставрополя буквально физически ощущали межнациональную напряженность, всего за день невероятно окрепшую. Город ежедневно пополнялся всевозможными слухами о продолжении конфликта. В общественном транспорте, на предприятиях, в магазинах, при общении по телефону или в Интернете люди сообщали друг другу все новые «подробности» противостояния славян и кавказцев. А все оттого, что граждане испытывают информационный голод. Правда, когда данный материал был уже готов к печати, «сильные мира сего» все же решились выступить со скромными заявлениями, сообщив, что никакой межнациональной розни в городе и крае не наблюдается, и связи между событиями 24 мая и 3 июня не прослеживается.
«В Промышленном районе зарезали две русские семьи», с пылом заявила пожилая женщина своей соседке по маршрутному такси. «Под моим балконом толпа чеченов провоцировала трех русских парней на драку. Я вызвал милицию», написал на одном из интернет-форумов неизвестный. «В ночь с пятницы на субботу во 2-ю городскую больницу привезли двоих кавказцев с ножевыми ранениями», сообщила мне знакомая, чья подруга якобы видела это своими глазами. «Два часа назад мать моего друга видела, как возле «Патерсона» на Пирогова зарезали русского парнишку», по телефону преподнес «жареную» новость другой знакомый. Интернет все дни после 24 мая был переполнен слухами, что в Ставрополь съезжаются вооруженные чеченцы. Люди со страхом ждали следующей крови, ведь во время массовой драки был убит чеченский парень, по некоторым данным, представитель одного из влиятельнейших тейпов. Был даже слух, что за телом убитого приезжал сам Кадыров.
О национальной напряженности говорил и тот факт, что все чаще на личном автотранспорте стали появляться наклейки, как бы разъясняющие, чью сторону в конфликте занимает владелец машины. Одни авто стали украшаться изображением Рамзана Кадырова и национальными флагами, на других появился Коловрат – древнейший знак славянского народа.
И вот дождались. Произошло убийство. Ночью 3 июня были обнаружены тела двух студентов ставропольских вузов. Как рассказали «Ведомостям» в пресс-службе ГУВД СК, в половине первого на остановке возле здания медакадемии к молодым ребятам подошли двое неизвестных, после непродолжительной потасовки преступники скрылись, убежав вниз по улице Мира. По факту смерти Виктора Чадина 1988 года рождения и Павла Блохина 1986 года рождения прокуратурой возбуждено уголовное дело по статье 105 УК РФ.
Когда в городе люди с ужасом шарахаются друг от друга, когда из уст в уста передаются слухи, сплетни и домыслы о кровной мести кавказцев и постоянных нападениях «скинхедов», молчание властей, мягко говоря, непонятно. После убийства парней по Ставрополю поползли слухи, что покойникам отрезали головы. По другой версии, обоим студентам варвары перерезали горло, как баранам, чтоб кровь фонтаном покидала умирающее тело. Вторую версию подхватили и распространили в Интернете информационные агентства. Однако милиционеры утверждают, что причиной смерти стали ножевые ранения, нанесенные предательским ударом в спину. Больше в пресс-службе ГУВД «Ведомостям» ничего не сообщили, ссылаясь на тайну следствия. И это понятно, преступников надо найти, для этого оперативную информацию необходимо хранить от посторонних.
Непонятно, почему в тот же день не были сделаны официальные заявления компетентных лиц, чтобы прекратить распространение ужасных сплетен.
В связи с этим можно предположить, что власти все же чего-то не договаривают. Если убийство студентов произошло в ходе обычной бытовой драки, как утверждает прокуратура, то почему ножевые ранения нанесены именно в спину (по заявлению пресс-службы ГУВД СК)? Почему сначала полностью отрицался факт колото-резаной раны на шее убитого, а потом все-таки правоохранительные органы подтвердили, что ножевое ранение в область шеи есть? Почему это двойное убийство называется «бытовухой», ведь у жертв остались не тронутыми ценные вещи? Почему закрыты парки, ночью не работают кафе и рестораны, круглосуточные магазины, если нет межнациональной розни? Почему городские власти решили проверять подъезды, чердаки, подвалы, и кого они там хотят найти? Боевиков-террористов или мифических «фашистов-скинхедов»? Подобных вопросов у жителей и гостей Ставрополя накопилось много.
Всевозможные слухи, домыслы и вопросы к властям обсуждались и в ходе возложения цветов к памятнику генералу Ермолову, но основной темой было сплочение молодежи и агитация. Только агитация была не воинственного характера. Руководители общественных организаций, в том числе и национальных диаспор, наставляли молодых людей не поддаваться на провокации и не ввязываться в какие-либо драки.
Председатель Русского общенационального союза, депутат законодательного собрания Владимирской области Игорь Артемов заявил: «Считаю, что любой народ должен учиться на примерах своих героев. Генерал Ермолов безусловно является русским национальным героем, и проведение такого рода мероприятий очень нужно и полезно».
Наряду с этими и подобными патриотическими высказываниями много говорилось об этнической преступности. Звучали мысли о бездействии федеральных и местных правоохранительных структур и высокопоставленных чиновников.
Говорили собравшиеся и о том, что любое упоминание русской национальности сразу же властями воспринимается в штыки национал-патриотов называют фашистами. Другие диаспоры на Ставрополье строят свои спортивные клубы, устраивают разнообразные мероприятия. А у русских людей такой возможности нет. «У нас в городе один единственный славянский клуб. Мы просили у администрации выделить нам землю под строительство еще одного. Даже сумели найти спонсоров, но земельный участок так и не был выделен. А где еще молодым ребятам заниматься спортом, изучать русскую культуру?», сетовал руководитель Славянского союза города Ставрополя.
В беседе с корреспондентом «Ведомостей» председатель Союза славянских общественных организаций Ставрополья Владимир Нестеров заявил, что им уже подготовлено ультимативное требование из семи пунктов, которое в ближайшее время будет разослано во все краевые и городские СМИ, а также в прокуратуру и Государственную думу СК. Среди названных В. Нестеровым требований срочная отставка руководства краевого совета безопасности и отдела межнациональных отношений, а также роспуск миграционной комиссии.
Юрий Чуреков, рядовой казак Терского казачьего войска, с 1994 по 1998 год атаман пятигорского округа: «Напряжение нарастает, я думаю, что обязан срочно вмешаться губернатор и силовые структуры». Именно Александр Черногоров в первую очередь должен обеспокоиться данной проблемой, считает казак. Кстати, во время возложения цветов через дорогу от памятника я заметил несколько солидных мужчин в казацкой форме. От каких-либо комментариев они отказались, сославшись на то, что казачество будет проводить аналогичное мероприятие на следующий день: «Там мы вам все и расскажем». А Юрий Чуреков, житель Пятигорска, чуть позже с вызовом произнес: «Сегодня здесь должно было стоять все Терское казачье войско. Но, к сожалению, реакция нашего войскового и окружного атаманов нулевая».
Даже после того, как местные телевидение и радио, ссылаясь на официальных лиц, объявили, что в убийстве студентов обвиняются неизвестные славянской внешности, всевозможные слухи продолжают появляться. У людей осталось слишком много вопросов, что в свою очередь порождает страх.
5 июня в семь часов вечера в Ставрополе на площади Ленина состоялся несанкционированный митинг, который молва окрестила «народным сходом». Помитинговав пару часов, недовольный ответами власти народ дружной толпой прошелся по нескольким городским улицам. Возле авиационного училища часть процессии была «отрезана» сотрудниками ОМОНа. Умелое управление бойцами силовых структур, исходившее от высокого мужчины лет сорока в белом костюме, разделило массовое шествие на множество мелких групп. Из толпы в тысячу человек к зданию медицинской академии подошло около трех сотен. Правоохранительными структурами за вечер доставлено в отделы внутренних дел 47 человек. На одного заведено уголовное дело по статье 282 УК РФ.
В половине седьмого на центральной площади, непосредственно возле памятника Ленину, стояли лишь журналисты. То там, то тут вокруг площади собирались молодые люди. Милиция смотрела на многочисленные группы молодежи спокойно, правда, проход от стадиона к центральному парку был перекрыт невесть откуда появившимся забором, за которым дежурило с дюжину стражей порядка разного ранга.
К семи часам со всех сторон на площадь одновременно вышло более полутысячи человек, за 15-20 минут количество собравшихся увеличилось до тысячи, и люди продолжали подходить.
Они скандировали «Слава России», «Самосуд», «Чемодан, вокзал, Чечня», «Запретим прописку!». Толпа требовала найти и наказать убийц русских парней, а также ответить на вопрос, почему замалчивается правда. После того, как народ потянулся к зданию правительства, к митингующим все же вышли мэр города Дмитрий Кузьмин и и.о. вице-губернатора Анатолий Воропаев. Власть предложила собравшимся избрать двадцать пять человек представителей для переговоров в помещении. Однако народ требовал действий, а не разговоров. Люди разных возрастов и слоев общества наперебой говорили о притеснении властью русского народа, о разгулявшейся этнической преступности и захвате города представителями национальных меньшинств.
Мне не удалось заметить, как в здание правительства вошли «парламентеры». Однако на следующий день пресс-служба губернатора разослала во все
СМИ информацию о том, что Александр Черногоров встретился с семью представителями митинговавших: «губернатор ответил на все поднятые в ходе беседы вопросы. Он аргументированно разъяснил собеседникам позицию краевого правительства в сложившейся ситуации, проинформировал о предпринятых мерах по стабилизации обстановки в краевом центре и недопущении противоправных действий». Суть сообщения в том, как глава края остудил накалившуюся до предела обстановку. Там же сообщалось, что после того, как «парламентеры» выступили перед митингующими, толпа разошлась.
На самом деле, пока «парламентеры» пытались рассказывать народу что-то невразумительное, кто-то крикнул, что где-то кавказцы бьют русских. Большая половина митингующих направилась в сторону бывшего проектного института. Там выяснилось, что призыв был провокацией, после чего люди развернулись и пошли в направлении ул. Дзержинского. Завернув за управление ФСБ, толпа, пополняющаяся прохожими, двинулась в центральный парк. Так как ворота парка были закрыты, молодежь, непрерывно скандируя «Слава России», пошла дальше. Возле ДДТ «демонстранты» остановили маршрутное такси и вытащили из ГАЗели человека неславянской внешности. Что с ним могло произойти, если бы не подоспевшие сотрудники милиции, боюсь даже предположить.
На ул. Артема к процессии присоединилась большая группа сотрудников правоохранительных органов, сзади толпу подпирали милицейские машины с мигалками, в мегафон милиционер настойчиво просил сойти людей с проезжей части на тротуар. В ответ молодые парни показывали непристойные жесты и кричали: «Слава России».
На перекрестке улиц Ленина и Ломоносова дорогу в Юго-Западный район города перекрыл подоспевший ОМОН в касках, бронежилетах, с дубинками и щитами. Агрессивные молодые люди направились было в сторону Зоотехнического переулка с криками «На Дербент», но и туда успели бойцы особого назначения. Милиционеры совместно с ОМОНовцами умело разделяли огромную массу людей на маленькие группки, из каждой выбирался самый активный или даже несколько, их усаживали в микроавтобусы, остальных с угрозами разгоняли, не допуская воссоединения с основной толпой.
К зданию медицинской академии, к тому месту, где совсем недавно убили двоих русских парней, пришло не более трех сотен молодых людей. Здесь и закончилось шествие недовольных молчанием и бездействием власти. ОМОН задержал еще нескольких молодых людей, остальные мирно разошлись.
Как пояснили «Ведомостям» в пресс-службе ГУВД СК, вечером 5 июня было доставлено в местные РОВД 47 человек, в отношении одного краевая прокуратура возбудила уголовное дело по статье 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, либо унижение человеческого достоинства). Как-то прокомментировать произошедшее отказались. В пресс-службе прокуратуры телефон не отвечал, видимо, не желали отвечать на вопросы по поводу возбужденного уголовного дела. А ведь именно здесь снова возникают вопросы.
5 июня еще до начала митинга в цех по производству оконных блоков вошли люди в штатском, представившись сотрудниками милиции. Забрали без каких-либо объяснений Александра Черноволова – руководителя Ставропольского русского общенационального союза. «Милиционеры», приехавшие на двух иномарках, пригрозили свидетелю произошедшего Алексею никому не звонить и ничего не рассказывать и уехали. Однако черный БМВ пятой модели С865ОТ тут же вернулся, из него вышел человек и забрал у Алексея бумажку, где он записал номера автомашин. Дежурный в краевой прокуратуре подтвердил, что знает про задержание Александра Черноволова, но комментировать отказался, сославшись на пресс-службу.
Геннадий ТКАЧЕНКО.