В одном из предыдущих номеров «Слова» опубликована статья ставропольчанина Сергея Попова, лидера движения РЕКА (Русское единство Кавказа), «Требуется русская “Редактура”»
С. Попов критически оценивает недавний «Итоговый доклад о деятельности Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) в 2015 году и задачах на 2016 год» от 17 марта с.г. (Видимо, он пользовался черновым вариантом доклада, потому что в тексте, опубликованном на сайте ФАДН, нет тех негативных характеристик казачьего движения, которые вызвали возражения автора). Критика ведётся с позиций защиты интересов русского населения на Кавказе, испытывающего сильное давление со стороны северокавказских этнократий и организованных этнических группировок. Признавая справедливым (но несколько односторонним) такой подход, хотел бы заметить, что как доклад, так и вся деятельность новообразованного (в марте прошлого года) агентства может быть подвергнута критике и с точки зрения слабой защиты (и слабого понимания) общегосударственных интересов. С. Попов предлагает противопоставить агрессивному кавказскому национализму русский национализм, добиваясь правового оформления статуса русского народа в Конституции. Я полагаю возможным трактовать кавказский вызов в виде угрозы не только русскому, но и российскому присутствию в регионе и соответственно этому видению выстраивать взаимоотношения, в том числе предъявляя справедливые претензии, с органами государственной власти.
Что я имею ввиду, говоря об отсутствии настоящего понимания государственных интересов у руководства ФАДН? Чего недостаёт? Недостаёт ясного представления о своей основной задаче, и последовательности в её выполнении. В результате мы имеем не целостную, вытекающую из общей идеи, политику в области национальных отношений, а совокупность разрозненных показных мероприятий под благостными лозунгами типа «давайте жить дружно». За деревьями не видно леса, за бюрократическими, годящимися лишь для отчётности, показателями не прослеживается конечная цель национальной политики. А она, как известно, заключается в создании единой российской гражданской (политической) нации. На решение этой задачи нацеливает «Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 года» – главный документ по национальному вопросу.
«Стратегия» – слово из военного лексикона, и привлечение опыта военного планирования будет весьма кстати. Стратегия любых (не только военных) действий предусматривает определение главного противника и направление основного удара. Ясно ли из тех документов и тех действий властных органов, отвечающих за национальную политику, против какого противника ведется наступление? Какими средствами?
Из не очень внятных положений документов по внутренней политике, сопровождаемых конъюнктурными комментариями действующих политиков, можно заключить, что главными препятствиями на пути единения российских граждан в единую нацию являются козни зарубежных служб, исламский (внешний) терроризм, молодёжный экстремизм, отсутствие достаточной цензуры в неподконтрольной правоохранительным органам сфере Интернета и тому подобные вещи, не связанные с самим государственным механизмом. Увы, это не так. Болезнь, которую предстоит лечить, пришла не извне, а коренится в самой природе нынешнего российского государственного образования.
Осознаём ли мы всю значимость национального вопроса среди других важных вопросов современной политики? Обтекаемые формулировки официальных документов лишь затушёвывают угрозу, но в непротокольных высказываниях первого лица государства ясно обозначена главная опасность для возможного распада России (или отпадения некоторых её частей): внутренний сепаратизм так называемых национальных республик, особенно северокавказских, чьё политическое влияние значительно превосходит их экономический и гуманитарный потенциал. Про заложенную Лениным бомбу в виде национально-территориального деления В.В. Путин недавно высказывался на Совете по науке и образованию. Поскольку речь у нас зашла о гражданской нации, а нация состоит не из административных единиц, а из граждан, напомню еще одно выступление Путина на Х съезде Российского союза ректоров (2014 г.). Ректор СКФУ Алина Левитская поделилась беспокойством по поводу результатов мониторинга на Северном Кавказе. «Исследования показывают, что российская гражданская идентичность молодежи юга России является устойчивой, но значительно уступает по значимости этническому и конфессиональному профилям самоидентификации молодого человека». Приоритет этнического перед гражданством хоронит всякую идею единой российской нации, и Путин не замедлил отреагировать. «Если мы не воспитаем человека самодостаточного, но осознающего себя частью большой великой многонациональной и многоконфессиональной общности, если мы этого не сделаем, у нас с вами не будет страны». Экономический кризис мы как-нибудь переживём, а вот провал проекта единого гражданского организма будет иметь результатом потерю страны под названием Россия. Опасность, оправдывающая применение военной терминологии применительно к национальной политике.
А откуда берётся приоритет этнических ценностей перед общегражданскими? Не бином Ньютона: на формирование этнонаций в пределах границ «национальных» республик направлена вся система республиканских этнократий. Вовсю используется пропагандистская машина средств массовой информации, образовательных и научных (псевдонаучных) учреждений, кадровая политика, лоббирование этнических интересов в верхах, травля пророссийски настроенных граждан (испытал на собственном примере, имея более чем двадцатилетний опыт жизни и работы в пропитанной снизу доверху национализмом Республике Северная Осетия–Алания). Всё это творится на глазах и при поддержке центральных властей ради сохранения стабильности или хотя бы её видимости. А процесс сепаратизации продолжает раскручиваться.
Вот главный враг и главное направление удара в реальной, а не имитирующей активность борьбе за сохранение России и единство российской нации: республиканские этнократии. ФАДН этим заниматься не будет, хотя правовая основа в виде Конституции РФ с запретом создавать преференции каким-либо национальностям имеется. В России до сих пор закон пасует перед властью, а у федеральной власти явно недостаёт политической воли для реализации собственных программ в области национальной политики. Не набираясь духу бороться с действительной опасностью, ФАДН занимается тем, что ищет врагов государства там, где их от роду не бывало: среди носителей русского сознания. С. Попов приводит пример «наезда» на казачьи организации. Я дополню. В январе этого года руководитель ФАДН Игорь Баринов призвал, как сообщают СМИ, все политические силы к заключению соглашения о запрете на упоминание проблем в межнациональных отношениях на выборах в Госдуму. «Я не сомневаюсь, что некоторые кандидаты попытаются заработать на этой теме политические очки. Уже пытаются. Мы ожидаем спекуляций на тему “русского вопроса” и националистических идей, — заявил Баринов. По его словам, его ведомство будет фиксировать “подобные факты” и передавать данные в Центризбирком для отмены регистрации кандидатов». Перед лицом реального национализма малых этносов, причём национализма во власти (этнократии), требования русских организаций о конституционном равноправии выглядит в глазах представителей бюрократии каким-то экстремизмом.
И тем не менее попытка противопоставить национализму малых наций русский национализм мне представляется несвоевременной. Вводить «русскую» редактуру текущей национальной политики можно было бы в условиях русского национального государства. Этот проект (если он исполнится) – дело будущего. Сегодня этого нет. Но есть российское государство со своей Конституцией и законами. В общих – в том числе русских – интересах требовать их исполнения в части установления реального равноправия граждан всех национальностей. И для этого довести до конца начатый в 1990-е годы процесс унификации субъектов РФ, ликвидировав «национальные» республики, эти «государства в государстве». Увязывать решение русского вопроса с идеей (сомнительной уже в силу неискоренённого правового нигилизма) придать русским статус государствообразующего народа – значит неоправданно сужать поле деятельности патриотов России.
Русским националистам надо быть государственниками и лоялистами.
Сергей Перевалов, кандидат исторических наук, Владикавказ